К Путешествиям
       
 

Вы пожелали нам добра, мы пожелали вам того же…

 
         
     
«Эх, лишь бы знать, лишь бы ждать, лишь бы жить… Из Патагонии в Шанхай, из Барселоны в Парагвай… Куда-нибудь, лишь бы плыть, лишь бы плыть…»
 
 

Много лет я хотела съездить в Скандинавию: меня манила природа, люди, климат… эти страны казались мне близкими и казалось, что меня они ждут и встретят с радостью. И вот однажды я просто пошла и купила путевку: за один день сделала фотографии, сдала документы, внесла деньги, согласовала все вопросы об остающемся дома хозяйстве, выудила у начальства остаток прошлогоднего отпуска. И почему-то никто не верил, что я еду одна… первый раз за последние 18 лет.

 
 

Этот тур полностью соответствует определению «галопом по европам»: свободного времени в городах практически не было, каждый день от 300 до 650 км на автобусе. Я его выбрала отчасти намеренно – посмотреть за раз как можно больше, чтобы потом иметь возможность определиться, чему посвятить следующую поездку. Сразу оговорюсь, что в Хельсинки и Стокгольме мы были дважды, но рассказы о них я объединю. Мы выехали из Питера почти в полночь. Маленький штришок: мы ждали автобус, и одна из дам отошла к стоящей поодаль группе людей: исследовать, не наши ли они попутчики. Возвращается: «Это не наша группа, у них больно чемоданы большие». Кстати, они оказались нашими. Пока мы едем до Торфяновки, расскажу о группе: процентов 70 – пенсионеры, но пенсионеры шустрые, активные, поездившие по миру и не боящиеся мира; пять человек из Украины, в том числе знаток и преподаватель итальянского языка из Киева с молодой женой по имени Ганна: длинные черные волосы, чуть островатые черты лица и ярко-голубые глаза (между собой они говорили на итальянском); еще один киевлянин: строитель, 70 лет, корректный, галантный, подтянутый – всю поездку он проходил в идеально наглаженном темном костюме, сияющих ботинках и белоснежной рубашке с галстуком. С соседкой по автобусу и номеру в гостинице мне повезло меньше, но не буду омрачать свой рассказ.

На финской границе пограничник, увидев в моем паспорте Мальчика, учинил подробный допрос: где ребенок? Долго объясняла, что дома. Интересно, что будет, если я с ним поеду? И выпустят ли меня вообще?

Мы прибыли в Хельсинки рано утром – невыспавшиеся, но полные энтузиазма. Город не произвел впечатления захолустья или деревни, как о нем часто отзываются, но, тем не менее, очень не понравился – наверное из-за обилия функциональных и утилитарных зданий и из-за пагубной страсти финнов возводить дома, даже современные, очень мрачного, темного, серо-коричневого или глухо-бордового цвета.

 
 

Аквариум «Sea Life» – небольшой, оставляющий впечатление домашнего – может, из-за чуть кустарного оформления – но очень интересный и все равно красивый. Это плывет любопытный линь, еще была треска, которая следовала за мной вдоль края аквариума, кося большим круглым глазом, – но она не получилась.

 
 

На улице у выхода из «Sea Life» – гранит и рябины, чуть пасмурно и так тихо

Из окна автобуса увидела детсадовцев, идущих на прогулку: цепочка малышей не старше трех лет, на каждом поверх курточки надета жилетка канареечного цвета со светоотражающими полосками. С высоты нашего здоровенного автобуса они напоминали веселую мультяшную сороконожку, идущую вприпрыжку.

Маршрут был самый стандартный и включал в себя визит к одной из главных достопримечательностей Хельсинки – памятнику Сибелиусу. Композитор мне нравится, памятник – нет, а вот место, где расположен памятник… именно так я представляла себе Финляндию.

 
 
В Хельсинки есть художественный музей – Атенеум. В нем хранятся произведения только финских художников и скульпторов. Современное скандинавское искусство меня не вдохновляет, а вот в залах XVIII–XIX в.в. я простояла очень долго, разглядывая лица. Сюжеты картин – почти как у наших передвижников, а вот лица совсем другие – даже когда картина печальна, глаза светлы и чисты. Последние год-полтора я стала интересоваться портретами: античными бюстами, Тропининым, Аргуновым. короче, непарадными портретами. Мне стали интересны люди – так что неприятности иногда и бывают полезны. И еще в этом музее была чудесная деревянная скульптура – на взгляд она казалась теплой, как живое тело.
 
 
Напротив Атенеума одно из немногих понравившихся мне в Хельсинки зданий: Национальный театр, выстроенный в стиле национального романтизма или, иначе говоря, северного модерна. Как и любое творение этого стиля, оно ценно своими мелкими деталями.
 
 
 
 

Еще одно здание, которое мне запомнилось в Хельсинки – церковь в скале. Наверное, немалую роль в этом сыграл звучавший в ней орган. Эта церковь, увиденная в последний день моего путешествия, прямо перед отъездом в Россию, запала в память.

 
 
На пароме с нами ехало очень много финских ребят лет восемнадцати в комбинезонах разных цветов – может, школьники выпускных классов? Комбинезоны были покрыты нашивками и наклейками так, что можно было с трудом определить исходный цвет, с них гроздьями свисали брелки с мягкими игрушками размером от грецкого ореха до утки средней упитанности.
 
 
Конечно, к вечеру все эти дети пребывали в состоянии опьянения разной степени, но когда в дансинг-холле начались танцы, как танцевали эти ребята! Традиционно сперва звучит старая музыка: вальсы, танго, летка-енька. Пары, пары. Мальчик в комбинезоне, девочка – типичная отличница: ботиночки со шнуровкой на низком каблуке, прямая юбка до колен, простая блузка, прямое незавитое каре, лицо без косметики: они танцевали очень бережно и нежно, другие слова и ассоциации на ум не приходят. Мальчик в комбинезоне, сильно выпивший, и девочка – полная противоположность той, предыдущей: короткая юбка, открытый блестящий топ, яркий и броский макияж, длинные волосы: эти ребята танцевали танго и вальс с таким энтузиазмом! Парень в футболке и джинсах, двигающийся, как на пружинках, – и очень полненькая девушка с прекрасной стрижкой, в длинном платье: эти являли собой пример идеально «сработавшейся» пары – глаза от них оторвать было невозможно.
 
 
Ночью я поднялась на верхнюю открытую палубу парома и поняла смысл многократно встречавшегося в книгах выражения: «ветер, сбивающий дыхание» – вдохнуть против ветра в принципе невозможно. Перед отъездом я посмотрела прогноз погоды и затосковала: обещано было ночью до 0, днем – до +12°C, проливной дождь. Каюсь, тогда меня посетили беспокойные мысли: все нормальные люди едут в отпуск на юг, к солнышку. я же, странное существо, еду из питерской золотой осени на ненастный север. Так вот, ветреная ночь на пароме и дождик на полчаса утром в день поездки в Данию были единственными исключениями: все остальное время было до +20°C и солнышко.
 
 
Разъезжая по Скандинавии взад и вперед, я поняла, какими должны быть трубы промышленных предприятий: не закопченными и замызганными, исторгающими в небеса клубы дыма, а выкрашенными в яркие цвета, закрытыми сверху разнообразными фильтрами. В Скандинавии потрясающий воздух: чистый, душистый и свежий, очень вкусная вода, которую можно пить прямо из под крана.
 
   
 
 
Стокгольм не успел меня приворожить так, как это удалось Гамбургу, но мне хочется туда вернуться, побродить по его мощеным улицам, мимо домов, затянутых плющом, с яркими маркизами над окнами, с прорезными металлическими вывесками…
 
 
 
 
А эта статуя украшала улицу около школы. И только в процессе съемки я заметила, что проказливые дети приделали ей очки из жевательной резинки.
 
 
Я пожалела, что мой мальчик уже вырос: в Стокгольме есть музей Астрид Линдгрен, полностью посвященный ее произведениям и ориентированный на детей. В нем разыгрываются спектакли, можно зайти в домик Карлсона, посидеть на стуле в доме сапожника – отца одного из членов общества Белой Розы, полазить по лестницам, проплыть в специальном вагончике над страной, населенной персонажами чудесных книг Линдгрен. На фотографии плохо видно: вся площадка перед музеем заставлена детскими колясками.
 
 
Почему-то очень часто туристы в городах идут в сувенирную зону, на улочки, ориентированные на туристов и настойчиво рекомендуемые гидами. Коренные жители города эти улочки избегают, дух города – тоже. Свои три свободные часа в Стокгольме я провела, исследуя набережную, застроенную домами в стиле «северный модерн», кружа по переулкам вокруг королевского дворца.
 
 
Эти товарищи увлеченно играли около семи вечера в шары, прямо в двух шагах от королевского дворца.
 
 
Армия в Швеции контрактная, служить там могут все: юноши, девушки, молодые, старые… Мы наблюдали развод караула – зрелище незабываемое, непривычное нашему глазу и очень забавное: десять человек в форме, стоящие не по росту: седой пожилой, но молодцеватый мужчина, мужчина чуть помладше, с феноменальными усами, крупная деваха, маленький тщедушный юноша. Шла вся эта компания не в ногу, положенное по уставу провопили, наслаждаясь процессом и посмеиваясь над собой. Это часовой в будке, его должны были сменить, у него был очень замерзший и скукожившийся вид, но, после того, как я спросила его, можно ли сделать его фотографию, он немного распрямился.
 
 
 
 

В Стокгольме одно плавсредство приходится на трех человек. Интересно, а какова статистика по велосипедам? Я не особенно присматривалась к велосипедистам – все шло в режиме «посмотрите направо, посмотрите налево, теперь скорее смотрите в просвет между зданиями…», но вот кто мне запомнился:
– мужчина лет 35-37, в черном корректнейшем костюме, при галстуке, в сияющих туфлях – и через плечо, как армейская скатка-шинель, надета велосипедная шина;
– мужчина на «лежачем» велосипеде, одетый, как мотоциклист, в большом мотоциклетном шлеме с тонированной лицевой пластиной;
– очень пожилая дама в велосипедном шлеме, со множеством седых локонов, рассыпавшихся по плечам;
– очень толстая дама лет пятидесяти, в развевающейся полудлинной черной куртке с капюшоном, при виде которой на память почему-то сразу приходит слово «крылатка».

 
 

Недалеко от Стокгольма на озере Мелларен есть замок Грипсхольм. Это один из самых старых замков Скандинавии, и понравился он мне гораздо больше всех остальных виденных – живой и обжитый, оставляет впечатление одной из сказок Линдгрен: цветы на каменной кладке, спокойное величие и легкое дуновение то ли чуда, то ли сказки.

 
 

Во внутреннем дворе замка находится вот такой колодец, с вот такой замечательной резьбой по камню:

 
 

Здесь можно видеть рунический камень (на котором написаны вещи вроде: «Кнют Длинный побил Эрика Рыжего…»), совсем не осеннее буйство зелени, вид на городок Марие-Фред и просто дерево – у липы был очень интересный рисунок коры.

 
 
 
 
К вечеру второго дня мы перебрались в Осло. После короткой экскурсии по городу нас привезли в Фрогнер-парк, в котором выделенные программой 40 минут кажутся кощунством и издевательством. Я – достаточно пунктуальный человек, но только здесь весь автобус ждал именно меня. Весь парк спланирован в начале ХХ века в соответствии с замыслом скульптора Вигеланда. Множество скульптур, отражающих самые разные человеческие отношения и эмоции, – в основном, из местного светло-серого гранита. Чуть тяжеловесные пропорции обнаженных тел, проработанные до мельчайших черточек лица, шероховатая незаглаженная поверхность, которая, тем не менее, воспринимается как живое тело. Это бесполезно описывать, это надо видеть. И когда туристы забираются на скульптурные композиции, чтобы, радостно осклабившись, сделать еще одну путевую фотографию, это воспринимается так, словно кто-то фамильярно лапает связанных людей.
 
 
 
 

У входа в парк – два парных павильона, на их бронзовых дверях – барельефы, изображающие борьбу человека с искушением… у каждого – свой путь искушения: плотский, сексуальный, любовный…

 
 
 
 

Еще в Осло мне очень запомнились музеи полуострова Бюгдой – викингов и «Кон-Тики».

Жаль, что нельзя было прикоснуться рукой к драккарам. Я поняла, почему они для викингов были тем же, чем для арабских воинов – их кони. Я совершенно не ожидала увидеть на кораблях и предметах быта такую резьбу: тонкую, очень аккуратную, с множеством мелких деталей и очень живым выражением на лицах всех изображенных существ. Вот чего я совершенно не поняла – как можно было решиться выйти в Атлантику на таких корабликах?! Никак не ожидала, что они настолько небольшие, с такой небольшой осадкой и низкими бортами.

 
 
Кажется, я прочитала все книги Тура Хейердала, которые были изданы у нас. В музее среди пластиковых полупрозрачных зеленовато-голубых волн стоит очень маленький плот. Хейердал писал о нем в книге о плавании через Тихий океан: «шесть микробов верхом на былинке». Рядом с плотом нон-стоп демонстрируется фильм о плавании, в 1947 г. получивший «Оскара» за лучший документальный фильм.
 
 

Архитектура в Осло почти такая же, как в Хельсинки, только менее мрачная. Очень понравилось то, что моделями для уличной скульптуры часто служат местные звери. Это, например, фонтан сбоку от городской ратуши. Мелкая деталь: проезжали мимо очень строгого офисного здания. На втором этаже окно, как и все соседние, затянуто самыми простыми и строгими жалюзи… но на две трети. Ниже его закрывает легкомысленная кружевная занавесочка в сборку.

Крепость Акерсхус, Фрогнер-парк, дорога в Швецию:

 
 
 
 
Из Осло мы переехали в небольшой шведский город Хельсинборг. Приехали мы туда не поздно – что-то около 11 вечера по шведскому времени. Бросили вещи в гостинице и решили пойти прогуляться. Найдя на стенде буклет с картой – карта была с ладошку, – мы решили «маловато будет» и попросили у молодого красивого портье карту побольше… и получили схему города, размером со среднюю скатерть. Молодой человек нерешительно сказал, что у него есть еще – побольше, но ее надо искать. Мы поспешили его утешить, сказав, что такой как-нибудь обойдемся. Потом я, по своей старой привычке, попросила показать на карте, где находится отель. Портье оптимистично нарисовал кружочек в самом центре большой промзоны, а потом с легким злорадством ткнул в противоположный край карты – со словами: «А вот здесь – центр города». Мы все равно пошли на улицу: в центр, конечно, не поехали, решили побродить вокруг отеля. Хорошая у них промзона: сперва мы намертво застряли в каких-то кустах (их родичи явно окружали замок Спящей Красавицы), потом вышли на стоянку дальнобойщиков, а потом увидели что-то, шебаршащееся на газоне. Это «что-то» оказалось двумя зайцами, деловито жующими траву!
 
 
Фото отображает рабочее место любезного портье, который будет обратно буквально «сей секунд».
 
 
Утром нас ждал паромчик, который за 20 минут добегает до Дании через пролив Эресунд.
 
 

Около крупного торгового центра в Швеции навстречу попался мужчина с четырьмя кокер-спаниелями шоу-класса: волнистая шерсть, спадающая шелковой шалью, гладкая глянцевая спинка, закрытые специальными чехольчиками уши – три кремовых и один черный. А вот этот царственный зверь важно прогуливался рядом с хозяином по гамлетовскому замку Эльсинор (он же – Кронборг) в Дании.

 
 

При въезде в Копенгаген увидели дивную черточку: на главной улице города – бульваре Андерсена – в очень красивом доме в окне дырка – как от брошенного камня – заткнута чем-то полосатым. Столица Дании стала самым грязным европейским городом, который мне встретился. Тем не менее, что-то притягательное в нем тоже есть. По нему я тоже хотела бы побродить, не будучи стесненной временными рамками. Еще одна мелочь: сигареты продаются по талонам, и на каждой пачке надпись очень крупными буквами: «SMOKING KILLS».

Бедная Русалочка – она как символ, но не Дании, а туристского половодья: толпа жаждущих, выстроившаяся в очередь, чтобы сфотографироваться в обнимку с бедной девой вод, груды мусора вокруг, туристы, рысью бегущие к автобусам и выкинувшие её из головы, поставив галочку около пункта программы «Посмотреть Русалочку». Вообще, пользуясь случаем, скажу, что сказки Андерсена мне никогда не нравились: я всегда видела в них, в лучшем случае, поэзию отчаянной (или глухой) тоски.

В Копенгагене велосипедистов еще больше, чем в Стокгольме. Больше нигде в Скандинавии я не видела таких велосипедных стоянок – жаль, кадр не получился. Попался на глаза велосипед белого цвета, весь разрисованный легкомысленными розочками. Еще велосипедистка – очаровательная дама моих лет: в длинном черном кожаном плаще, в ботиночках на высоченных шпильках, с маленькой сумочкой. Только в Копенгагене видела специальные закрытые тележки для маленьких детей: они цепляются к велосипеду либо сзади, либо вместо рулевого колеса.

 
 

При обзорной экскурсии по Копенгагену наша гид неоднократно упоминала Глиптотеку – художественный музей, финансируемый владельцами пивоварни Карлсберг. В изложении этой дамы собрание этого музея сравнимо с Лувром, особенно хороша коллекция импрессионистов. Разумеется, я не поехала на экскурсию в пивоварню Карлсберг и в музей мадам Тюссо, а быстро-быстро отправилась в музей. В виде исключения я даже не заблудилась. Что я могу сказать… Мы, жители Питера, – набалованные счастливчики. Музейное здание великолепно спланировано, прекрасный зимний сад. Три Моне, одна очень хорошая картина Ван Гога, три или четыре картины Дега (и его 6 статуэток), очень нетипичный Гоген – дотаитянского периода – просто обычный пейзаж, его же несколько картин и пара статуэток… немножко античных статуй, бюстов и ваз… маленький египетский зал. Вот, собственно, почти и все. Я решила, что чего-то не увидела и спросила музейную смотрительницу, всё ли это или есть ещё часть коллекции – и получила гордый ответ, что ещё две картины находятся на реставрации.

 
 

На улице около музея ко мне обратилась пожилая женщина с вопросом, где находится какая-то знаменитая кондитерская. Я ответила, что здесь первый день. Дама посмотрела на меня несколько мгновений и спросила: «Saint-Petersburg, Russia?» Я остолбенела. У меня чудовищный акцент, я знаю, но после одной фразы?! Дама начала длинную и пылкую речь о том, как она любит Петербург, но тут ее спутник взял ее за плечи и повлек прочь, на прощание извиняющимся тоном сказав мне: «Она только начала».

 
 

В туристскую зону, на пешеходную улицу Стрёгат, я, все же сунулась, но быстро оттуда бежала – кошмарное и фантастически грязное место. Скрашивали его только музыканты из Риги, игравшие битловские мелодии на аккордеоне и трубе.

Вне туристской зоны в центре Копенгагена после 7 часов вечера людей почти нет.

Почему-то только в Дании дома в сельской местности раскрашены в веселые насыщенные цвета – во всех остальных скандинавских странах процентов 95 сельских домов выкрашены в винно-бордовый цвет с белой отделкой. Интересно, почему?

Из Швеции обратно в Финляндию мы снова ушли на пароме: «Луной по океану серебряные прутья». Какое-то время шли прямо на лунную дорожку – мимо островов, причалов, спрятавшихся среди деревьев домиков, чьи окна светятся мягким теплым светом.

Теперь я знаю, как знакомятся шведские бизнесмены: они сперва три часа приглядываются к вероятному объекту знакомства, перемещаясь за ним по всему парому, и лишь убедившись, что объект корректен и контактен, заводят светскую беседу – еще на три часа.

На пароме видела группу очень колоритных цыган. Постеснялась их сфотографировать, о чем очень жалею. Как обычно, самые бросающиеся в глаза – женщины: длинные, подметающие пол, темные юбки с фижмами, короткие темные кофточки до талии, расшитые белым кружевом. В современном обществе архаичная деталь костюма – фижмы – оказалась очень удобной: на нее можно поставить сумочку и потом просто придерживать ее локтем. Были мужчины и женщины средних лет, дети… и фантастической красоты девушка лет 16-20: очень высокая, чуть выше меня, в такой же длинной юбке, как и остальные, но без фижм, в приталенном узком белом жакете, с волной темно-каштановых пышных волос, распущенных по плечам – только на концах последние 10 см были заплетены. Лицо – как часто бывает у цыганок: по отдельности все черты немного неправильные, не соответствующие канонам красоты, а вместе – глаз не оторвать. Ее нигде не отпускали одну – только в сопровождении одной из старших женщин или кого-то из мужчин.

«Силья Европа», шедшая из Финляндии в Швецию, была заполнена скандинавами, «Силья Фестиваль», на котором мы возвращались в Финляндию, – русскими. Мне давно так не было стыдно за свою страну. Полуголые девушки в баре, выпившие ребята, без голоса, но громко поющие «Таганку» караоке, танцующие практически на четвереньках. Кстати, еще о танцах: в дансинг-холле были, в основном, русские, но больше всего запомнился финн-инвалид, весело отплясывающий на инвалидной коляске.

 
 

После возвращения дня два приходилось над собой делать усилие, чтобы перейти на русский язык. Мой английский не очень хорош, но в языковой среде я переключаюсь на него почти полностью – начинаю думать и видеть сны по-английски.

 
 
Я привезла из Скандинавии немного: фильм Тура Хейердала о путешествии на «Кон-Тики», две подставки под стаканы с картинками из средневековых книг (одна изображает медведя странного вида, играющего на волынке), французские духи, несколько открыток, 6,5 отснятых фотопленок, брусничный ликер «Lapponia» и салатник в виде прозрачного осеннего листа желто-золотого цвета, в котором видна и играет каждая прожилочка. И, если судьба будет благосклонна, я обязательно вернусь в Скандинавию, легко и нежно прикоснусь рукой к скульптурам Вигеланда в Осло, пройдусь по улицам Стокгольма, послушаю орган в церкви в скале в Хельсинки, вдохну воздух Копенгагена.
 
   
   
   

 

На главную
  К Путешествиям