|
|
|
|
|
Вы пожелали нам добра, мы пожелали вам того же… |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
«Эх, лишь бы знать, лишь бы ждать, лишь бы жить… Из Патагонии в Шанхай, из Барселоны в Парагвай… Куда-нибудь, лишь бы плыть, лишь бы плыть…» |
|
|
|
Много лет я хотела съездить в Скандинавию: меня манила природа, люди, климат… эти страны казались мне близкими и казалось, что меня они ждут и встретят с радостью. И вот однажды я просто пошла и купила путевку: за один день сделала фотографии, сдала документы, внесла деньги, согласовала все вопросы об остающемся дома хозяйстве, выудила у начальства остаток прошлогоднего отпуска. И почему-то никто не верил, что я еду одна… первый раз за последние 18 лет.
|
|
|
Этот тур полностью соответствует определению «галопом по европам»: свободного времени в городах практически не было, каждый день от 300 до 650 км на автобусе. Я его выбрала отчасти намеренно – посмотреть за раз как можно больше, чтобы потом иметь возможность определиться, чему посвятить следующую поездку. Сразу оговорюсь, что в Хельсинки и Стокгольме мы были дважды, но рассказы о них я объединю. Мы выехали из Питера почти в полночь. Маленький штришок: мы ждали автобус, и одна из дам отошла к стоящей поодаль группе людей: исследовать, не наши ли они попутчики. Возвращается: «Это не наша группа, у них больно чемоданы большие». Кстати, они оказались нашими. Пока мы едем до Торфяновки, расскажу о группе: процентов 70 – пенсионеры, но пенсионеры шустрые, активные, поездившие по миру и не боящиеся мира; пять человек из Украины, в том числе знаток и преподаватель итальянского языка из Киева с молодой женой по имени Ганна: длинные черные волосы, чуть островатые черты лица и ярко-голубые глаза (между собой они говорили на итальянском); еще один киевлянин: строитель, 70 лет, корректный, галантный, подтянутый – всю поездку он проходил в идеально наглаженном темном костюме, сияющих ботинках и белоснежной рубашке с галстуком. С соседкой по автобусу и номеру в гостинице мне повезло меньше, но не буду омрачать свой рассказ.
На финской границе пограничник, увидев в моем паспорте Мальчика, учинил подробный допрос: где ребенок? Долго объясняла, что дома. Интересно, что будет, если я с ним поеду? И выпустят ли меня вообще?
Мы прибыли в Хельсинки рано утром – невыспавшиеся, но полные энтузиазма. Город не произвел впечатления захолустья или деревни, как о нем часто отзываются, но, тем не менее, очень не понравился – наверное из-за обилия функциональных и утилитарных зданий и из-за пагубной страсти финнов возводить дома, даже современные, очень мрачного, темного, серо-коричневого или глухо-бордового цвета.
|
|
|
|
Аквариум «Sea Life» – небольшой, оставляющий впечатление домашнего – может, из-за чуть кустарного оформления – но очень интересный и все равно красивый. Это плывет любопытный линь, еще была треска, которая следовала за мной вдоль края аквариума, кося большим круглым глазом, – но она не получилась. |
|
|
|
На улице у выхода из «Sea Life» – гранит и рябины, чуть пасмурно и так тихо…
Из окна автобуса увидела детсадовцев, идущих на прогулку: цепочка малышей не старше трех лет, на каждом поверх курточки надета жилетка канареечного цвета со светоотражающими полосками. С высоты нашего здоровенного автобуса они напоминали веселую мультяшную сороконожку, идущую вприпрыжку.
Маршрут был самый стандартный и включал в себя визит к одной из главных достопримечательностей Хельсинки – памятнику Сибелиусу. Композитор мне нравится, памятник – нет, а вот место, где расположен памятник… именно так я представляла себе Финляндию. |
|
|
|
В Хельсинки есть художественный музей – Атенеум. В нем хранятся произведения только финских художников и скульпторов. Современное скандинавское искусство меня не вдохновляет, а вот в залах XVIII–XIX в.в. я простояла очень долго, разглядывая лица. Сюжеты картин – почти как у наших передвижников, а вот лица совсем другие – даже когда картина печальна, глаза светлы и чисты. Последние год-полтора я стала интересоваться портретами: античными бюстами, Тропининым, Аргуновым. короче, непарадными портретами. Мне стали интересны люди – так что неприятности иногда и бывают полезны. И еще в этом музее была чудесная деревянная скульптура – на взгляд она казалась теплой, как живое тело. |
|
|
|
Напротив Атенеума одно из немногих понравившихся мне в Хельсинки зданий: Национальный театр, выстроенный в стиле национального романтизма или, иначе говоря, северного модерна. Как и любое творение этого стиля, оно ценно своими мелкими деталями. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Еще одно здание, которое мне запомнилось в Хельсинки – церковь в скале. Наверное, немалую роль в этом сыграл звучавший в ней орган. Эта церковь, увиденная в последний день моего путешествия, прямо перед отъездом в Россию, запала в память. |
|
|
|
|
На пароме с нами ехало очень много финских ребят лет восемнадцати в комбинезонах разных цветов – может, школьники выпускных классов? Комбинезоны были покрыты нашивками и наклейками так, что можно было с трудом определить исходный цвет, с них гроздьями свисали брелки с мягкими игрушками размером от грецкого ореха до утки средней упитанности. |
|
|
Конечно, к вечеру все эти дети пребывали в состоянии опьянения разной степени, но когда в дансинг-холле начались танцы, как танцевали эти ребята! Традиционно сперва звучит старая музыка: вальсы, танго, летка-енька. Пары, пары. Мальчик в комбинезоне, девочка – типичная отличница: ботиночки со шнуровкой на низком каблуке, прямая юбка до колен, простая блузка, прямое незавитое каре, лицо без косметики: они танцевали очень бережно и нежно, другие слова и ассоциации на ум не приходят. Мальчик в комбинезоне, сильно выпивший, и девочка – полная противоположность той, предыдущей: короткая юбка, открытый блестящий топ, яркий и броский макияж, длинные волосы: эти ребята танцевали танго и вальс с таким энтузиазмом! Парень в футболке и джинсах, двигающийся, как на пружинках, – и очень полненькая девушка с прекрасной стрижкой, в длинном платье: эти являли собой пример идеально «сработавшейся» пары – глаза от них оторвать было невозможно. |
|
|
|
Ночью я поднялась на верхнюю открытую палубу парома и поняла смысл многократно встречавшегося в книгах выражения: «ветер, сбивающий дыхание» – вдохнуть против ветра в принципе невозможно. Перед отъездом я посмотрела прогноз погоды и затосковала: обещано было ночью до 0, днем – до +12°C, проливной дождь. Каюсь, тогда меня посетили беспокойные мысли: все нормальные люди едут в отпуск на юг, к солнышку. я же, странное существо, еду из питерской золотой осени на ненастный север. Так вот, ветреная ночь на пароме и дождик на полчаса утром в день поездки в Данию были единственными исключениями: все остальное время было до +20°C и солнышко. |
|
|
|
|
Разъезжая по Скандинавии взад и вперед, я поняла, какими должны быть трубы промышленных предприятий: не закопченными и замызганными, исторгающими в небеса клубы дыма, а выкрашенными в яркие цвета, закрытыми сверху разнообразными фильтрами. В Скандинавии потрясающий воздух: чистый, душистый и свежий, очень вкусная вода, которую можно пить прямо из под крана. |
|
|
|
|
|
|
Стокгольм не успел меня приворожить так, как это удалось Гамбургу, но мне хочется туда вернуться, побродить по его мощеным улицам, мимо домов, затянутых плющом, с яркими маркизами над окнами, с прорезными металлическими вывесками… |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
А эта статуя украшала улицу около школы. И только в процессе съемки я заметила, что проказливые дети приделали ей очки из жевательной резинки. |
|
|
Я пожалела, что мой мальчик уже вырос: в Стокгольме есть музей Астрид Линдгрен, полностью посвященный ее произведениям и ориентированный на детей. В нем разыгрываются спектакли, можно зайти в домик Карлсона, посидеть на стуле в доме сапожника – отца одного из членов общества Белой Розы, полазить по лестницам, проплыть в специальном вагончике над страной, населенной персонажами чудесных книг Линдгрен. На фотографии плохо видно: вся площадка перед музеем заставлена детскими колясками. |
|
|
|
Почему-то очень часто туристы в городах идут в сувенирную зону, на улочки, ориентированные на туристов и настойчиво рекомендуемые гидами. Коренные жители города эти улочки избегают, дух города – тоже. Свои три свободные часа в Стокгольме я провела, исследуя набережную, застроенную домами в стиле «северный модерн», кружа по переулкам вокруг королевского дворца. |
|
|
|
Эти товарищи увлеченно играли около семи вечера в шары, прямо в двух шагах от королевского дворца. |
|
|
Армия в Швеции контрактная, служить там могут все: юноши, девушки, молодые, старые… Мы наблюдали развод караула – зрелище незабываемое, непривычное нашему глазу и очень забавное: десять человек в форме, стоящие не по росту: седой пожилой, но молодцеватый мужчина, мужчина чуть помладше, с феноменальными усами, крупная деваха, маленький тщедушный юноша. Шла вся эта компания не в ногу, положенное по уставу провопили, наслаждаясь процессом и посмеиваясь над собой. Это часовой в будке, его должны были сменить, у него был очень замерзший и скукожившийся вид, но, после того, как я спросила его, можно ли сделать его фотографию, он немного распрямился. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В Стокгольме одно плавсредство приходится на трех человек. Интересно, а какова статистика по велосипедам? Я не особенно присматривалась к велосипедистам – все шло в режиме «посмотрите направо, посмотрите налево, теперь скорее смотрите в просвет между зданиями…», но вот кто мне запомнился:
– мужчина лет 35-37, в черном корректнейшем костюме, при галстуке, в сияющих туфлях – и через плечо, как армейская скатка-шинель, надета велосипедная шина;
– мужчина на «лежачем» велосипеде, одетый, как мотоциклист, в большом мотоциклетном шлеме с тонированной лицевой пластиной;
– очень пожилая дама в велосипедном шлеме, со множеством седых локонов, рассыпавшихся по плечам;
– очень толстая дама лет пятидесяти, в развевающейся полудлинной черной куртке с капюшоном, при виде которой на память почему-то сразу приходит слово «крылатка». |
|
|
|
Недалеко от Стокгольма на озере Мелларен есть замок Грипсхольм. Это один из самых старых замков Скандинавии, и понравился он мне гораздо больше всех остальных виденных – живой и обжитый, оставляет впечатление одной из сказок Линдгрен: цветы на каменной кладке, спокойное величие и легкое дуновение то ли чуда, то ли сказки. |
|
|
|
|
Во внутреннем дворе замка находится вот такой колодец, с вот такой замечательной резьбой по камню: |
|
|
|
Здесь можно видеть рунический камень (на котором написаны вещи вроде: «Кнют Длинный побил Эрика Рыжего…»), совсем не осеннее буйство зелени, вид на городок Марие-Фред и просто дерево – у липы был очень интересный рисунок коры. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
К вечеру второго дня мы перебрались в Осло. После короткой экскурсии по городу нас привезли в Фрогнер-парк, в котором выделенные программой 40 минут кажутся кощунством и издевательством. Я – достаточно пунктуальный человек, но только здесь весь автобус ждал именно меня. Весь парк спланирован в начале ХХ века в соответствии с замыслом скульптора Вигеланда. Множество скульптур, отражающих самые разные человеческие отношения и эмоции, – в основном, из местного светло-серого гранита. Чуть тяжеловесные пропорции обнаженных тел, проработанные до мельчайших черточек лица, шероховатая незаглаженная поверхность, которая, тем не менее, воспринимается как живое тело. Это бесполезно описывать, это надо видеть. И когда туристы забираются на скульптурные композиции, чтобы, радостно осклабившись, сделать еще одну путевую фотографию, это воспринимается так, словно кто-то фамильярно лапает связанных людей. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
У входа в парк – два парных павильона, на их бронзовых дверях – барельефы, изображающие борьбу человека с искушением… у каждого – свой путь искушения: плотский, сексуальный, любовный…
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Еще в Осло мне очень запомнились музеи полуострова Бюгдой – викингов и «Кон-Тики».
Жаль, что нельзя было прикоснуться рукой к драккарам. Я поняла, почему они для викингов были тем же, чем для арабских воинов – их кони. Я совершенно не ожидала увидеть на кораблях и предметах быта такую резьбу: тонкую, очень аккуратную, с множеством мелких деталей и очень живым выражением на лицах всех изображенных существ. Вот чего я совершенно не поняла – как можно было решиться выйти в Атлантику на таких корабликах?! Никак не ожидала, что они настолько небольшие, с такой небольшой осадкой и низкими бортами. |
|
|
|
Кажется, я прочитала все книги Тура Хейердала, которые были изданы у нас. В музее среди пластиковых полупрозрачных зеленовато-голубых волн стоит очень маленький плот. Хейердал писал о нем в книге о плавании через Тихий океан: «шесть микробов верхом на былинке». Рядом с плотом нон-стоп демонстрируется фильм о плавании, в 1947 г. получивший «Оскара» за лучший документальный фильм. |
|
|
Архитектура в Осло почти такая же, как в Хельсинки, только менее мрачная. Очень понравилось то, что моделями для уличной скульптуры часто служат местные звери. Это, например, фонтан сбоку от городской ратуши. Мелкая деталь: проезжали мимо очень строгого офисного здания. На втором этаже окно, как и все соседние, затянуто самыми простыми и строгими жалюзи… но на две трети. Ниже его закрывает легкомысленная кружевная занавесочка в сборку.
Крепость Акерсхус, Фрогнер-парк, дорога в Швецию:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Из Осло мы переехали в небольшой шведский город Хельсинборг. Приехали мы туда не поздно – что-то около 11 вечера по шведскому времени. Бросили вещи в гостинице и решили пойти прогуляться. Найдя на стенде буклет с картой – карта была с ладошку, – мы решили «маловато будет» и попросили у молодого красивого портье карту побольше… и получили схему города, размером со среднюю скатерть. Молодой человек нерешительно сказал, что у него есть еще – побольше, но ее надо искать. Мы поспешили его утешить, сказав, что такой как-нибудь обойдемся. Потом я, по своей старой привычке, попросила показать на карте, где находится отель. Портье оптимистично нарисовал кружочек в самом центре большой промзоны, а потом с легким злорадством ткнул в противоположный край карты – со словами: «А вот здесь – центр города». Мы все равно пошли на улицу: в центр, конечно, не поехали, решили побродить вокруг отеля. Хорошая у них промзона: сперва мы намертво застряли в каких-то кустах (их родичи явно окружали замок Спящей Красавицы), потом вышли на стоянку дальнобойщиков, а потом увидели что-то, шебаршащееся на газоне. Это «что-то» оказалось двумя зайцами, деловито жующими траву! |
|
|
|
Фото отображает рабочее место любезного портье, который будет обратно буквально «сей секунд». |
|
|
Утром нас ждал паромчик, который за 20 минут добегает до Дании через пролив Эресунд. |
|
|
|
Около крупного торгового центра в Швеции навстречу попался мужчина с четырьмя кокер-спаниелями шоу-класса: волнистая шерсть, спадающая шелковой шалью, гладкая глянцевая спинка, закрытые специальными чехольчиками уши – три кремовых и один черный. А вот этот царственный зверь важно прогуливался рядом с хозяином по гамлетовскому замку Эльсинор (он же – Кронборг) в Дании. |
|
|
|
При въезде в Копенгаген увидели дивную черточку: на главной улице города – бульваре Андерсена – в очень красивом доме в окне дырка – как от брошенного камня – заткнута чем-то полосатым. Столица Дании стала самым грязным европейским городом, который мне встретился. Тем не менее, что-то притягательное в нем тоже есть. По нему я тоже хотела бы побродить, не будучи стесненной временными рамками. Еще одна мелочь: сигареты продаются по талонам, и на каждой пачке надпись очень крупными буквами: «SMOKING KILLS».
Бедная Русалочка – она как символ, но не Дании, а туристского половодья: толпа жаждущих, выстроившаяся в очередь, чтобы сфотографироваться в обнимку с бедной девой вод, груды мусора вокруг, туристы, рысью бегущие к автобусам и выкинувшие её из головы, поставив галочку около пункта программы «Посмотреть Русалочку». Вообще, пользуясь случаем, скажу, что сказки Андерсена мне никогда не нравились: я всегда видела в них, в лучшем случае, поэзию отчаянной (или глухой) тоски.
В Копенгагене велосипедистов еще больше, чем в Стокгольме. Больше нигде в Скандинавии я не видела таких велосипедных стоянок – жаль, кадр не получился. Попался на глаза велосипед белого цвета, весь разрисованный легкомысленными розочками. Еще велосипедистка – очаровательная дама моих лет: в длинном черном кожаном плаще, в ботиночках на высоченных шпильках, с маленькой сумочкой. Только в Копенгагене видела специальные закрытые тележки для маленьких детей: они цепляются к велосипеду либо сзади, либо вместо рулевого колеса. |
|
|
|
При обзорной экскурсии по Копенгагену наша гид неоднократно упоминала Глиптотеку – художественный музей, финансируемый владельцами пивоварни Карлсберг. В изложении этой дамы собрание этого музея сравнимо с Лувром, особенно хороша коллекция импрессионистов. Разумеется, я не поехала на экскурсию в пивоварню Карлсберг и в музей мадам Тюссо, а быстро-быстро отправилась в музей. В виде исключения я даже не заблудилась. Что я могу сказать… Мы, жители Питера, – набалованные счастливчики. Музейное здание великолепно спланировано, прекрасный зимний сад. Три Моне, одна очень хорошая картина Ван Гога, три или четыре картины Дега (и его 6 статуэток), очень нетипичный Гоген – дотаитянского периода – просто обычный пейзаж, его же несколько картин и пара статуэток… немножко античных статуй, бюстов и ваз… маленький египетский зал. Вот, собственно, почти и все. Я решила, что чего-то не увидела и спросила музейную смотрительницу, всё ли это или есть ещё часть коллекции – и получила гордый ответ, что ещё две картины находятся на реставрации. |
|
|
На улице около музея ко мне обратилась пожилая женщина с вопросом, где находится какая-то знаменитая кондитерская. Я ответила, что здесь первый день. Дама посмотрела на меня несколько мгновений и спросила: «Saint-Petersburg, Russia?» Я остолбенела. У меня чудовищный акцент, я знаю, но после одной фразы?! Дама начала длинную и пылкую речь о том, как она любит Петербург, но тут ее спутник взял ее за плечи и повлек прочь, на прощание извиняющимся тоном сказав мне: «Она только начала».
|
|
|
|
В туристскую зону, на пешеходную улицу Стрёгат, я, все же сунулась, но быстро оттуда бежала – кошмарное и фантастически грязное место. Скрашивали его только музыканты из Риги, игравшие битловские мелодии на аккордеоне и трубе.
Вне туристской зоны в центре Копенгагена после 7 часов вечера людей почти нет.
Почему-то только в Дании дома в сельской местности раскрашены в веселые насыщенные цвета – во всех остальных скандинавских странах процентов 95 сельских домов выкрашены в винно-бордовый цвет с белой отделкой. Интересно, почему?
Из Швеции обратно в Финляндию мы снова ушли на пароме: «Луной по океану серебряные прутья». Какое-то время шли прямо на лунную дорожку – мимо островов, причалов, спрятавшихся среди деревьев домиков, чьи окна светятся мягким теплым светом.
Теперь я знаю, как знакомятся шведские бизнесмены: они сперва три часа приглядываются к вероятному объекту знакомства, перемещаясь за ним по всему парому, и лишь убедившись, что объект корректен и контактен, заводят светскую беседу – еще на три часа.
На пароме видела группу очень колоритных цыган. Постеснялась их сфотографировать, о чем очень жалею. Как обычно, самые бросающиеся в глаза – женщины: длинные, подметающие пол, темные юбки с фижмами, короткие темные кофточки до талии, расшитые белым кружевом. В современном обществе архаичная деталь костюма – фижмы – оказалась очень удобной: на нее можно поставить сумочку и потом просто придерживать ее локтем. Были мужчины и женщины средних лет, дети… и фантастической красоты девушка лет 16-20: очень высокая, чуть выше меня, в такой же длинной юбке, как и остальные, но без фижм, в приталенном узком белом жакете, с волной темно-каштановых пышных волос, распущенных по плечам – только на концах последние 10 см были заплетены. Лицо – как часто бывает у цыганок: по отдельности все черты немного неправильные, не соответствующие канонам красоты, а вместе – глаз не оторвать. Ее нигде не отпускали одну – только в сопровождении одной из старших женщин или кого-то из мужчин.
«Силья Европа», шедшая из Финляндии в Швецию, была заполнена скандинавами, «Силья Фестиваль», на котором мы возвращались в Финляндию, – русскими. Мне давно так не было стыдно за свою страну. Полуголые девушки в баре, выпившие ребята, без голоса, но громко поющие «Таганку» караоке, танцующие практически на четвереньках. Кстати, еще о танцах: в дансинг-холле были, в основном, русские, но больше всего запомнился финн-инвалид, весело отплясывающий на инвалидной коляске.
|
|
|
|
После возвращения дня два приходилось над собой делать усилие, чтобы перейти на русский язык. Мой английский не очень хорош, но в языковой среде я переключаюсь на него почти полностью – начинаю думать и видеть сны по-английски. |
|
|
Я привезла из Скандинавии немного: фильм Тура Хейердала о путешествии на «Кон-Тики», две подставки под стаканы с картинками из средневековых книг (одна изображает медведя странного вида, играющего на волынке), французские духи, несколько открыток, 6,5 отснятых фотопленок, брусничный ликер «Lapponia» и салатник в виде прозрачного осеннего листа желто-золотого цвета, в котором видна и играет каждая прожилочка. И, если судьба будет благосклонна, я обязательно вернусь в Скандинавию, легко и нежно прикоснусь рукой к скульптурам Вигеланда в Осло, пройдусь по улицам Стокгольма, послушаю орган в церкви в скале в Хельсинки, вдохну воздух Копенгагена. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|