К Путешествиям
       
  Под взором горы Арарат
 
 

«Это просто нереально, вы не представляете!»
Гор, гид.

 
     
 

Все началось очень просто: в понедельник с утра у меня было наимерзейшее настроение. С ним надо было как-то бороться... в результате напряжённой борьбы к вечеру того же самого понедельника я осознала, что в ближайшем будущем лечу в Армению. Уже многократно упоминалось, что слово «отпуск» является прoклятым, не иначе: будучи произнесенным хотя бы один раз, оно будит в людях худшие инстинкты, вынуждая их выгребать из запасников любовно заначенные бумажки и тащить их мне. К концу последней предотпускной недели мне уже начало казаться, что бумаги сродни не кроликам, а рыбам, и размножаются метанием икры. Но прав был царь Соломон: «И это пройдёт», – и вот я снова рассматриваю сверху объёмную карту «Цивилизации», разглядывая крошечные поселения в чаще леса, свинцово-отблескивающие реки и разноцветные пятна городов и полей.

До аэродрома подскока в Москве летел народ просвещённый и пресыщенный, поэтому при посадке не аплодировали. Очередь в «Домодедово» при выходе на посадку на рейс до Еревана имела сферический вид, она клубилась и бурлила, а образовывали её обильные телом энергичные мужчины, прекрасноокие дети и, как ни странно, блондинки всех возрастов. При посадке в Ереване аплодисменты были как после джазового концерта.

Гида зовут Гор, и было очень мудрым шагом с его стороны перетряхнуть программу и вместо обзорной экскурсии по Еревану утащить нас к древней крепости Амберд, по дороге засыпая ворохом сведений. О том, что нам повезло, и самый дождливый год (за который уже выпало 2–3 годовые нормы осадков), кажется решил сделать перерыв. О забавной легенде, откуда у армян такие носы... О том, что когда Ной припарковался на горе Арарат и ждал, пока спадет вода Великого потопа, он воскликнул: «Еревац!», что значит «Вижу!» – и от этого-то и пошло название города. О том, что первый виноград посадил тоже Ной, и первое вино сделали тоже в Армении… и многое другое.

Сразу за аэропортом дорога попадает в местный Капчагай – вот только закон 2015 года запретил все казино, и теперь в них – во всех – торгуют мебелью (причем почти вся она – местного производства). Предместья заполнены одно- и двухэтажными домами предельно простой архитектуры, сложенными из туфа... но вдруг между ними мелькает светло-желтый дом в греческом стиле, с колоннами и портиком над входом. А слева остается городской район «Бангладеш»: вообще-то у него совсем другое название, но там с самой постройки было так пыльно, людно и жарко, что иначе и не скажешь – Бангладеш! Тоже слева мелькает часовня в виде пули: она стоит на кладбище, где хоронят погибших во время военных действий.

Самое большое в мире американское посольство проплывает за окном. Почему самое большое? Потому что американская армянская диаспора – вторая по величине и едва ли не превышает население всей трехмиллионной Армении. В Армении нет моря и нет долин, только горы... но российским Тихоокеанским флотом командует адмирал Авакянц, а на одной из ереванских улиц есть памятник адмиралу Исаакяну, и смотрит он как раз на американское посольство.

Ереванское водохранилище – то самое, из которого в 1976 году Шаварш и Камо Карапетяны спасали людей из упавшего троллейбуса.

«Веселый» (или «пьяный») мост Победы, построенный в 1945 году, соединяет берега, на которых стоят два коньячных завода: слева красные корпуса «Арарата», справа темно-серой крепостью – «Ной». Кстати, серая громада «Ноя» – бывшая Ереванская крепость (и во дворе до сих пор стоят штурмовавшие её пушки).

 
 
 
 

Мелькает титанический памятник революционеру Мясникяну: здоровенная статуя на высоком постаменте в окружении широких и высоких стел. Вообще за время, прошедшее после распада Союза, в Ереване снесли только один памятник – Ленину (памятник Сталину, на месте которого теперь Мать Армения,– не в счет: его снесли ещё при советской власти), ибо именно Ленин подписал в 1921 году документ, по которому Западная Армения отошла Турции.

Сам Ереван при первом знакомстве меня удивил: фотографии перед выездом я смотрела, но все равно оказалась не готова к полному отсутствию старого города и такой простоте: 7–9-этажные дома из туфа, в предельно советском стиле, местами совсем мало зелени (хотя в каждом из 12 городских районов есть свой парк), не слышно птиц и цикад, один из кварталов девятиэтажек стоит прямо над Разданским ущельем, и кажется, что дома наклонились и заглядывают в реку, вытекающую из Севана. Очень много строек, причем создается ощущение, что некоторые строящиеся здания в процессе уже успели состариться и начинают разрушаться. Перепад высот в городе – почти 500 м. Там, где дома одно- и двухэтажные, они укрываются за высокими заборами из туфовых блоков, за сплошными металлическими воротами. На стенах домов удивительно мало кондиционеров – хотя температура за бортом +38°С (зимой, к слову, бывает до минус 20°С, и нигде нет центрального отопления: даже в Ереване квартиры отапливают газовыми печками). В то же время в столице удивительно чистый воздух: говорят, что это из-за того, что стоят все бывшесоветские заводы, а 90% машин ездят на газе.

 
 
 
 
На выезде из города останавливаемся у «самого красивого дома» (цитируя Гора, «если бы я сказал, что это оперный театр, вы бы поверили»): похожий на римскую или помпейскую виллу затейливый дворец из светлого камня в прекрасном саду за высоким забором. Армения – страна камней, здесь есть туф, базальт, мрамор, андезит, травертин, известняк, гранит и прочие востребованные природные строительные материалы... дом принадлежит хозяину фирмы стройматериалов.
 
 
 
 
 
 
 

От Грузии до Ирана, через всю Армению с севера на юг должна протянуться скоростная магистраль-бетонка, машина по ней идет ровно и легко... но построена лишь малая часть, и мифы слагают о том, когда её закончат.

Гора Арац (2500 м) носит имя в честь царя Ара Прекрасного. По преданию, он был так красив, что влюблялись в него царицы разных стран – в их числе была и ассирийская царица Семирамида. Предложила она Ару переселиться к ней, он отказался, и оскорбленная Семирамида пошла на него войной. Царь погиб в сражении – и гора приняла очертания его лица.

В местном уличном декоре практически отсутствует видимый национальный колорит, если не считать таковым надписи на заборах и вывесках: благодаря своеобразному рисунку армянского алфавита, любая надпись, вне зависимости от её содержания, выглядит почти как произведение искусства. И, кстати, о письменности: по дороге к крепости останавливаемся у памятника армянскому алфавиту: в 2005 году исполнилось 1600 лет армянской письменности, и на высоте 1600 м поставили 39 букв из красного туфа, за ними рассеяны по полю скульптурные портреты «умов нации». Буква «Ц» – как абрикос на ветке («циран» – абрикос).

 
 
 
 

Над ближайшим холмом выступает верхушка креста, поставленного в честь 1700-летия принятия христианства Арменией. С любой стороны он видится крестом, на сегодняшний день его образуют 1715 крестов (и каждый год добавляется новый), высота постамента – 301 см (по году принятия христианства), высота самого креста – 33 м (по числу земных лет Христа).

 
 

Вдоль дорог валяется множество автомобильного хлама разной степени распада, от неподдающихся опознанию останков до полусъеденного ржавчиной троллейбуса. Вдруг сбоку, в густых зарослях бурьяна, мелькает вполне себе пригодный лимузин. Сейчас сезон абрикосов и черешни, и у обочин в тазах и ведрах золотятся и сияют темным багрянцем дары плодородной земли. Выше в горах, в зоне альпийских лугов, пасутся стада. Как и в Казахстане, пастухи с семьями и стадами откочевывают в горы до сентября, ставят палатки и с помощью огромных волкодавов пасут в волчьих вотчинах своих овец – «курдюкских барашков». В основном, пастухи – курды: йезиды-зорроастрийцы. Ещё везде попадаются пасеки: разноцветные кубики ульев, стационарные и передвижные, а одна вообще разместилась в старом «Икарусе». У обочин растут двухметровые шары дикого шиповника, в сухой траве рассеяны желто-сиреневые мелкие цветочки с периодическими всполохами дикой розовой гвоздики и алых маков. В горах травы типа овсяницы растут кочками и полями, пахнет полынью.

 
     
   
 
 
Территорию Армении затронуло множество войн, они сровняли с землей крепости, валы и оборонительные сооружения – немногим из них удалось уцелеть. На полпути до вершины горы Арагац, у места соединения двух горных рек, на мысу над двумя ущельями стоит крепость Амберд. Стены сложены из базальта и с заметным завалом наружу – чтобы было труднее атаковать. Крепость была построена в VII веке, достигла расцвета в XI–XII веках и была разрушена татаро-монголами в XIII-ом. Впрочем, функцию свою она выполнила: бои у крепости истощили силы татаро-монгольского войска, и дальше оно не пошло.
 
 
 
 
Звонкие осколки базальта устилают тропинку, слоистые черные базальтовые обрывы заросли мелкими куртинками тонких суховатых цветов. На подходе к церкви старый мужчина отбивает косу, и звенящие ноты напоминают пение какой-то птицы. Внутри церкви XIII в. сумрачно и тихо, возвышение алтаря ничем не закрыто, окна высоко и пропускают узкие полосы света, на черной базальтовой стене на верёвочке висит текст «Отче наш». Под боком у церкви небольшое кустистое дерево, сплошь увязанное тряпочками: раньше была такая традиция, что когда сын уходил на войну, мать вешала на куст платок, и если ушедший не возвращался, этим платком она утирала слезы. Сейчас традиция, видимо, изменилась, потому что на ветвях были замечены, в том числе, и разнокалиберные носки.
 
 
 
 
 
 

Здесь больше двух тысяч метров над уровнем моря, и организм, переместившийся сюда за один день из питерских болот, протестует: при малейшей нагрузке (а ею становится, например, подъем по пяти крутым ступенькам) сердце колотится прямо в горле, и темнеет в глазах. Но если через каждые несколько шагов останавливаться «для поснимать», то все вполне переносимо.

Возвращаемся в город, и желтое вечернее солнце подсвечивает городские районы на склонах.

Один из первых заданных гидом вопросов: «Есть ли среди вас вегетарианцы? – Нет? И прекрасно!» В Армении довольно простая кухня, фантастически вкусная местная зелень, фрукты и овощи, а какое здесь мясо! И что характерно: во всей стране нет ни одного «Макдональдса». В стране существует культура пития: нет ограничений на время продажи спиртного, его количество и личность покупающего (да хоть ящик водки в три часа ночи несовершенолетнему), но быть пьяным на улице или даже просто гулять с пивом – стыдно. Лишь одного мне не хватало на столах у хлебосольных хозяев: местных сластей. Понятно, что во фруктовый сезон грешно не есть фрукты, тем более, что их не собирали зелёными и не везли долго-долго в душных ящиках, – но какой-нибудь правильной пахлавы очень хотелось.

 
   
 
 
 

Наша гостиница на северо-востоке Еревана, у самого подножия  телевышки: на 200 м выше центра города и на 1197 м выше Санкт-Петербурга. Если выйти на балкон гостиничного номера, то в плотной дымке справа видна самая высокая гора Армении Арагац, а слева – Арарат. В первый же день по приезде нам открылись оба Арарата: и Большой, и Малый – говорят, что так везет не всем, и можно так и уехать, не увидав их.

 
 
 
 

Вечером нас закидали сообщениями встревоженные родные: в российских новостях подробно описывались беспорядки в Ереване, взятие заложников и прочие прелести. Ничто из этого нас не коснулось, хотя патрули с боевым оружием в течение дня нам попадались.

 
 
А наутро мы уехали из города – заехав перед отъездом в музей Сергея Параджанова.
 
 
Честно скажу – я не большая его поклонница, но в этом доме, в котором он не жил, но который был построен специально для него, особая атмосфера. По стенам множество коллажей, живописных и графических работ, старые вещи, которыми он пользовался (повторяя, что в них есть душа), воспроизведён интерьер его спальни… и прекрасный экскурсовод, увлеченно рассказывающая о непростой жизни и Параджанова, и связанных с ним людей. Сам он говорил так: «Я родился и увидел все красивое». Учился в институте путей сообщения – «сколько было бы крушений, если бы я этот институт закончил!», два курса консерватории, ВГИК... Несколько фильмов – и запрет на съёмки. Его всегда привлекали метаморфозы вещей, и, потеряв возможность снимать, он стал делать коллажи, ибо «коллаж – это спрессованный фильм».
 
 
 
  «Кадет – отец»
«Даная»
     
Эскизы к фильму
   
 
 
   
«Паровоз» (тот, который д.б. привезти страну к коммунизму, но не доехал)
«Натюрморт, найденный в Одзуне»
«Бабушкино ореховое варенье»
«Ирисы»
     
 
 
     
«Тюремные марки» из этикеток от спичечных коробков
«Девушка и ангел»
Эскизы к фильму
 
 
 
   
«Спор Ромула и Рема»
«Каменная баба»
 
«Голгофа»
     
 

Параджанов почти никогда не комментировал свои работы.
«Ты, конечно, талантлив, но не так гениален, как я» – Тарковскому. «Принеси термос, и я сделаю тебе работу – говорят, что я гений» – кому-то из друзей.

 
 
«Прелестен, но невыносим», – говорила о нем жена Светлана, и, в то же время, Параджанов повторял: «Я завидую тому режиссеру, который снял всё, что хотел».
 
 
Чуда (как в случае с Фридой Кало) не произошло: Параджанова-художника я так и не полюбила, но кое-что мне показалось интересным. И точно надо ещё раз пересмотреть его фильмы.
 
 
Ереванский аэропорт называется Звартноц – в переводе это означает «Храм небесных ангелов» – по названию расположенных рядом развалин древнего храма. Армения – первая христианская страна в мире, храмы строились в ней с IV века, а Звартноц, построенный в VII веке, по праву считался прекраснейшим – на церемонии его освящения присутствовал византийский император Констант II, пожелавший построить в Константинополе такой же храм. Колоссальная постройка простояла всего 320 лет, разрушилась и была утрачена на века. В начале XX века пастух пас скот и вдруг заметил, что после сильного дождя на глине холма проявляются странные правильные линии. Он сообщил в Эчмиадзин, и проведенные раскопки вернули к свету легендарный храм, стелу VII в. до н. э. с урартской клинописью (надпись повествует о деяниях урартского царя Русы II, включавших, в том числе, сады и водопровод, который существует до сих пор), резиденцию каталикоса, монашеские кельи и винодельню. Символ Звартноца – орлы, похожие на орлов Урарту и Ассирии, они смотрят с капителей колонн и настенных рельефов. Плита с солнечными часами размечена не цифрами (они появились в Армении лишь в XVI веке), а двенадцатью первыми буквами алфавита, надпись в верхней части циферблата гласит: «Молитесь Господу Пресвятому денно и нощно».
 
 
 
 
 
 
 
 

В Риме жила девушка-христианка Рипсиме, и была она так красива, что в неё влюбился император Диоклетиан. Она бежала от его любви в Армению, но армянский царь Тиридат III по просьбе Диоклетиана нашел её... увидев, как Рипсиме прекрасна, захотел её оставить для себя. Отказ Рипсиме так его рассердил, что царь повелел убить 37 девушек-христианок (одна из них, Нунэ, спаслась и известна как Нина, Просветительница Грузии). После этого Тиридат тяжко заболел, но спустя 13 лет его сестра видит сон, что только христианский проповедник Григорий сможет излечить царскую хворь. К тому времени Григорий уже 13 лет томился в яме за проповедование веры. Звартноц построен на месте, где царь встретился со святым: Григорий исцелил его за 66 дней, царь уверовал, и в 301 году Армения приняла христианство (хотя процесс этот был непростым и нелегким и длился приблизительно 120–150 лет).

Процитирую пояснительную табличку у храмового комплекса: «Интересен факт о том, что в церкви Сен Шапель (1243–1248 г.г.) в Париже находится барельеф, на котором над Ноевым Ковчегом на вершине горы Арарат изображена церковь, предметно подтверждающая достоверность реконструкции Звартноца».

Вокруг храмового комплекса раскинулись абрикосово-айвовые сады. Солнце так палит, что пропали все запахи – но около айвовых деревьев работники заняты чем-то загадочным: выглядит это так, словно они обстукивают деревца небольшой палочкой. На кустике какой-то травы – ожерелье из выбеленных солнцем улиточьих панцирей: кто не спрятался – я не виновато. Около торгового лоточка полощутся на ветру шарфы-палантины, расписанные традиционными мотивами. Трещат цикады.

 
     
   
 
 

Эчмиадзин (букв. – «Сошествие Единородного») был шестой столицей Армении (Армению называют страной блуждающих столиц – всего их было 13, включая киликийский город Сис, находившийся на территории Западной Армении, ныне входящей в состав Турции). Официальное название города – Вагаршапад (город царя Вагарша), он на 97 лет младше Еревана, и ему почти 2700 лет. При входе на территорию древнего монастырского комплекса, сразу за воротами, находится главный алтарь, на котором раз в семь лет священники во главе с Каталикосом варят священное миро. Архитектура большинства армянских храмов проста, их внутреннее убранство предельно аскетично: нет ни икон, ни скульптур, ни богатой резьбы, ни золочёного декора, лишь несколько простых картин на библейские темы, завеса (в Великий Пост отделяющая заалтарное пространство от молящихся, а сейчас – скромно собранная в углу), трон для старшего священника, высоко расположенные окна, светлый и гармоничный барабан купола – ничто не должно отвлекать человека от общения с Богом. Главный кафедральный собор Эчмиадзина был заложен в 303 г., его убранство сдержанно-нарядно: ни в одном из увиденных во время поездки храмов мне больше не попадалась ни многоцветная настенная роспись, ни такое разнообразие использованных материалов, ни хрустальные люстры. На наружных капителях (как и на посохе Каталикоса) – дракон, символизирующий мудрость. Маленький скорпион, не вовремя пробегавший мимо, навеки застыл в штукатурке над входом.

 
 
 
 
 
   
   
 

Сам комплекс велик, просторен, залит невыносимо-палящим солнцем и соединяет в себе старинное и новое; за решетчатой оградой видна резиденция Каталикоса, везде цветы и деревья, журчат питьевые фонтанчики, мужчины, женщины и дети сидят на лавочках в тени деревьев, молодые семинаристы торопливо проходят по мощёным дорожкам. За серым памятником геноциду армян находится розовое здание крестильни, построенное 10 лет назад: то же лаконичное архитектурное решение, как и у большинства церквей, в ней просторно, и с высоких сводов падают крестообразные лучи света, словно осеняя и благословляя присутствующих. Жаль, но в Сокровищницу Эчмиадзина мы не попали – там готовились к службе.

 
 
 
 
 
 
 
 
   
   
 
 
В этот день обед – в обычном абрикосовом саду. Вокруг крутятся кошки – как и в Греции, местные тоже стремятся к форме велосипеда. Абрикосы уже собраны. Цветёт гранат – и рядом с цветками висят зелёные плоды.
 
 
 
 
Один из ещё советских символов Армении (и значительная статья её нынешнего экспорта) – это коньяк «Арарат». Первое, что чувствуешь, входя в здание завода – могучий и очень приятный аромат. Экскурсоводы говорят, что после нескольких экскурсий в хранилище за день домой едешь в приподнятом настроении: испаряющаяся при выдержке «доля ангелов» делает своё дело. Ряды бочек, которые мы видим, – это лишь часть из 15 тысяч, хранящихся в ереванском (одном из нескольких) цехов выдержки.
 
 
 
 
На яркой карте представлено распределение труда в производстве благородного напитка: какие-то области поставляют только виноград, где-то делают бочки, а где-то находятся те самые цеха выдержки. За сейфовой дверью прячется «рай» – там хранятся самые ценные и самые старые бочки. Один из закоулков на первом этаже отведен под выставку продукции завода со дня создания. Над ней висит инфернально-страшная рожа: по преданию был некий дуб, под которым люди любили собираться и выпивать; недопитое выплескивали на корни. Когда дуб засох и упал, вырвавшиеся из земли корни явили свету ту самую рожу – как напоминание о вреде пьянства. Впрочем, некоторые цинично настроенные граждане говорят, что просто надо допивать до конца. Максиму Горькому приписывают фразу, что «легче подняться на гору Арарат, чем вырваться из подвалов завода «Арарат». Завод принадлежит французам.
 
 
 
 

День ещё не закончился, и можно было бы погулять по городу, но даже думать об этом не хочется: очень жарко, при температуре около +40°С в тени достопримечательности воспринимаются плохо, да и фотоаппарат моментально перегревается на солнце.

Наутро мы едем в цитадель Хор Вирап, а по дороге слушаем печальный мартиролог армянской промышленности: здесь был ламповый завод, там – кабельной продукции… каучуковый… обувное производство… В фабричных зданиях первой линии местами завелись магазины, но заводские корпуса в отдалении зияют пустыми окнами, вокруг них громоздятся горы ржавой арматуры. Если в советское время соотношение промышленности и сельского хозяйства в Армении было 70:30, то теперь – в точности наоборот. Кое-что все же осталось: медно-молибденовый завод, алюминиевый завод, золотодобыча и золотообогатительный комбинат, заводы стройматериалов и цементные, добыча и обработка драгоценных/полудрагоценных камней. Молодежь уходит в сферу обслуживания, гостиничный и банковский бизнес. В стране колоссальный разрыв между бедными и богатыми: кто-то может себе позволить дом-версаль на возвышенности за крепостным валом оград и деревьев, с белыми львами и павлинами в вольерах во дворе, а кто-то живет впроголодь – этим и объясняется контраст в восприятии Еревана: те районы, мимо которых мы въезжали в город из аэропорта и выезжали на маршрут, мягко говоря, небогатые, а особняки на севере города отличаются от, к примеру, посольства только тем, что посольство меньше. Да и квартирный ценник в $3500 за кв. м на Северном проспекте в центре города тоже выглядит негуманным.

Мы едем через Араратскую долину – единственную относительно ровную поверхность Армении; ради орошения её плодородных земель на 18 метров понизили уровень Севана. Эта долина – кормилица Армении, на неё приходится около 35% с/х производства страны. Куда ни глянь – всюду сады и виноградники. Зимы здесь и снежные, и морозные – поэтому виноградные лозы на зиму присыпают землёй. Неподалеку находится город Арташат, четвертая столица Армении: в пору расцвета, в I веке до н. э., его населяли 150–200 тыс. человек.

Монастырь Хор Вирап, помимо своей исторической роли, дважды знаменит: именно здесь находилась та яма, в которой 13 лет держали Григория Просветителя, а кроме того именно отсюда открывается лучший вид на Сис и Масис – Большой и Малый Арарат. Арарат для армян – то же, что Фудзи для японцев. Существует историческая легенда, что когда Турция выразила неудовольствие тем, что Арарат находится на гербе Армении, хотя ей и не принадлежит, советский нарком иностранных дел Чичерин парировал фразой, что «Луна тоже не принадлежит Турции, хотя и находится на её гербе». С погодой нам повезло, и оба Арарата видны во всей красе.

 
 
 
 

Каменный мешок тоже произвел сильное впечатление – хотя и не так порадовал: даже спуститься туда по вертикальной железной лестнице сквозь невозможно узкую горловину и пробыть, сытым и довольным, пять минут – уже не самый приятный опыт, а уж быть скинутым с 6-метровой высоты и просидеть 13 лет, питаясь только тем хлебом и водой, что какая-то сердобольная женщина спускала на веревке сквозь отверстие размером с кулак, – даже представлять не хочется.

Стены монастырских построек снаружи метра на три в высоту покрыты процарапанными надписями – аналогами «здесь был Вася»; изнутри примерно до той же высоты – чёрная многолетняя копоть от свечей. На скальном выступе над монастырем водружен крест – в память встречи на этом месте апостолов Фаддея и Варфоломея, несших свет христианства этим землям. От цитадели видна граница с Турцией, она наглухо закрыта и охраняется российскими пограничниками.

 
 
 
 
 
 

В отдалении слева, параллельно дороге, тянется небольшой горный хребет, именуемый Курц (Чабрец). Проезжаем через главное аистовое село Армении: рядом с ним протянулась цепочка больших искусственных прудов, в которых разводят рыбу, – и здесь во множестве селятся аисты; самые старые, которые уже не могут выдержать перелет в Африку, – даже остаются зимовать.

 
   
 
 
   
 

Акклиматизация за сутки прошла почти успешно: все неприятные ощущения ушли, осталась только головная боль ночью и утром – но с этим уже можно жить.

90% армянских гор вулканического происхождения; действующих вулканов нет («вот только вулканов нам не хватало» – добавил от себя Гор), но все время попадаются напоминания о бурном прошлом: то четыре вершины бывшего вулкана Арагац, то каменная роза из скрутившихся спиралью скальных пластов (словно перекочевавшая сюда с Тенерифе), то здоровенная глыба в полтора человеческих роста, красующаяся прямо у шоссе, на разломе которой видны крупные каменные пузыри.  Да и пейзажи за окном все больше и больше напоминают канарские: где посуше – Лансароте, где растительность побогаче – Тенерифе.

 
 
 
 
 
 
В винном хозяйстве Арени нас ждут: яркий свет дня остался за массивной дверью, узкие пыльные бутылки темного стекла выстроились в ряд на деревянном столе в темноватом прохладном помещении, на стене развешаны пестрые ткани, открытки, магниты и дудуки. Сперва ординарное белое, потом – столовое красное, за ним – красное сухое особо удачного, 2001, года – оно, кстати, очень неплохое. Затем следует длинный ряд фруктовых: вишневое, ежевичное, малиновое, абрикосовое... персиковое одуряюще-прекрасно пахнет, но совершенно никакое на вкус, а вот темно-бордовое гранатовое – «мое», и даже сейчас, когда я пишу о нем, ожидая посадки в аэропорту, вспоминается его терпкое послевкусие и сладкая кислинка.
 
 
 
 
Величественное ущелье Нораванк приводит к одноименному монастырскому комплексу XIII-XIV в.в. Внешне неласковые скалы кишат жизнью: кроме всякой мелочи, они дают приют и корм среднеазиатскому леопарду, безоаровым козлам, орлам и медведям. Дорогу к комплексу проложили лишь в 80-х годах ХХ века – для реставрации. Сохранившиеся монастырские постройки – классической для Армении архитектуры, за несколькими исключениями.
 
 
 
 
Во-первых, наружная лестница к церкви Св. Богородицы, расположенной над усыпальницей князей Орбелянов: ступени такой высоты и ширины, что для подъема и спуска необходимо плотно прижиматься к стене. После того, как кто-то из туристов сильно расшибся с месяц назад, не удержавшись на высоких ступенях, вдоль стены натянули стальной трос в полимерной оплетке. Честно говоря, без него я бы не полезла – с моей-то боязнью высоты. Считалось, что такая лестница должна напоминать: подняться к святости тяжело, но ещё тяжелее, достигнув святости, спускаться в мир. Ещё одна идея, зашифрованная в постройке архитектором комплекса Момиком, – это то, что душа усопшего поднимается на небо – а именно небо символизирует церковь, расположенная над склепом.
 
 
 
 
Во-вторых, «изюминкой» Нораванка является редчайшее изображение Бога-отца в виде человека: в руке он держит голову Адама, над ней – голубь. Под благословляющей рукой – распятие Христа. Именно этот барельеф снять не удалось, так что предлагаю замену: его копию из Национального музея.
 
 
На наружных стенах всех древних церквей выбиты и процарапаны кресты: это благочестивые паломники, получив разрешение священника, таким образом поминали знакомых и близких: чем богаче крест, тем значительнее человек, а если поминали и семью – под большим крестом ставились сгрудившиеся малые.
 
 
В землю вросли надгробные камни-плиты, на одном из них лев – видимо, здесь лежит особо храбрый воин. Тоже лев, но побогаче, изображен на надгробном камне князя во втором храме комплекса.
 
 
 
 
 
 
 
 
Жара опять такая, что обед в беседках над рекой Арпой кажется подарком небес. Еда простая, но по такой погоде удивительно приятная: зелень, салат табуле, шашлык, фрукты, чай из чабреца. Если праздно покидать кусочки лаваша в непрозрачную зеленую воду, то сперва налетит кишащая стайка рыбьей мелочи, и хлеб запляшет на воде от бесчисленных щипков, а потом, растолкав рыбешек, величаво всплывет темная спина, незаметным движением сглотнет весь кусок и уйдет обратно в глубину. 
 
 
 
 
 

При Екатерине II в Армении появились староверы-молокане. Они по сей день живут компактными поселениями, принадлежность которых легко опознать: ни на одном доме в поселке нет телевизионной антенны. Хотя, как говорят люди знающие, телевизор молокане все же посматривают, старательно пряча агрегат от заходящих в дом. Проезжаем их поселок Малышка, недалеко есть ещё Лермонтово и Фиолетово; забавно, что Лермонтово раньше называлось Воскресеново, а Фиолетово – Надеждино: как тут не вспомнить Стругацких с их Благорастворением воздухов?

 
 
 
 
 

Мы поднимаемся вверх, к перевалу высотой 2400 м, к Зангезурским воротам. Вокруг удивительной красоты вид, но останавливаться некогда, так что приходится действовать по принципу «снимай в окно все подряд, а разбираться, что ты сняла, будешь потом». Псевдоканарские лунные пейзажи сменились пологими зелеными горами, словно вырезанными из бархатной бумаги, промелькнувший склон – точь в точь богатырь Святогор.  За заборами и прямо на оградах пирамидками сушатся брикеты навоза, у обочин торгуют персиками, абрикосами и странными зелеными травяными жгутами (потом оказалось, что это щавель). Где-то внизу мелькнула маленькая речка, извивающаяся в красном каменистом ложе. Машина замедлила ход: прямо на шоссе собрались в кружок – голова к голове – с полтора десятка баранов, сигнал их не пугает: беседуют о своём, о вечном. На полях правильными рядами лежат бруски упакованного сена, и кое-где они уже сметаны в высокие «стога». Маки на солнце сияют алым витражным стеклом.

 
 
 
 
 
 
Жаркая дорога через высокие перевалы стоила того: большая гондола самой длинной в мире канатной дороги «Крылья Татева» уже подходит под посадку. Три опоры поддерживают тросы на протяжении 5,7 км, и вот под звуки рассказа об окрестностях и мягкой музыки наша компания начинает скольжение над развалинами старого монастырского комплекса, ущельем реки Воротан, Чертовым мостом и ведущим к нему петляющим  серпантином. Местами до зеленого склона почти 320 м, после каждой опоры гондола как бы соскальзывает – и у меня чуть-чуть захватывает дух (а кое-кто вообще сидит с закрытыми глазами, покрепче ухватившись за поручень).
 
 
 
 
 
 
 
Говорят, что раньше стены монастыря были в четыре раза выше – но и так они производят внушительное впечатление. Видимые на них «хоботки» служили для того, чтобы лить на головы осаждающим горячее масло.
 
 
 
 
 
 
Все постройки сложены из уже знакомого тёмно-серого базальта, из него же – и уникальная «качающаяся колонна». Слушая рассказ, понимаю, что она является армянской версией китайского «предсказателя землетрясений»: в основании шарнир, колебания земли приводят колонну в движение – раньше её венчал колокол, звон которого служил предупреждением о надвигающемся бедствии. С 906 г. он звонил множество раз, но лишь последнее, относительно недавнее, землетрясение 1931 года обрушило барабаны куполов монастырских построек, покрыло трещинами колонну и сделало непроходимым трёхкилометровый подземный ход от алтарной части основного монастырского храма на горе до заброшенной обители в долине.
 
 
 
 
Как правило, при каждом средневековом монастыре существовали семинария, университет и библиотека – о библиотеке Татева слагали легенды: считалось, что в ней хранились десятки тысяч книг. За века, прошедшие с её основания, через монастырь прокатились волны арабских завоевателей, персов, турков-сельджуков, татаро-монголов… В общей сложности, на сегодняшний день из всего собрания уцелело всего лишь около сотни томов. Хотя, возможно, часть ненайденных книг всё ещё ждёт своих читателей и хранителей в тайниках под камнями у стен.
 
 
У стены большого храма св. Петра и Павла притулилась часовенка: в ней похоронен Григор Татеваци, основатель университета в XIII–XIV в.в.
 
 
В приземистом здании старой маслобойни – непременный краеведческий музей и маленькая лавочка: крошечные душистые кусочки мыла в деревянных коробочках-шкатулках, ароматические и косметические масла, щепотки горного чая в нарядных упаковках. Толстые стены здания отгораживают магазинчик от зноя, тонкие и сложные ароматы услаждают обоняние. Девочка-продавщица с трудом объясняет по-русски, что мыло и масла делаются по старинным рецептам из травников Матенадарана.
 
   
 
 

Между Татевом и станцией канатки каждый турист должен пройти сквозь строй женщин на маленьком базарчике: летний день этих женщин кормит долгий зимний месяц, поэтому они заманивают, уговаривают, предлагают попробовать и громко обижаются, что покупаешь не у них. Плотный занавес тяжёлой чурчхелы, коробки, корзины и мешки с травяными сборами, кавказская кислая приправа-пастила лавшана в тонких листах… Местный чабрец пахнет намного сильнее нашего и имеет отчётливую мятную нотку – буду дома баловать себя столь полюбившимся «курцов тей».

Сегодня ночуем в самом «криминально-авторитетном» (а следовательно – самом безопасном) городе Армении – Горисе. В нём неисчислимое количество гостиниц: здесь обычно останавливаются гости Татева, ибо поездка туда «одним днём» слишком тяжела. Почему-то название гостиницы «Мирхав» («Куропатка») напоминает д'Артаньяна с его улицей Старой Голубятни.

Зимой в этом горном городке очень холодно и страшные ветра, но сейчас вечер свеж и прохладен, шелестят тёмными листьями чинары-платаны, чуть слышно журчит узкий арык; то там, то здесь на улицу падают полосы света от занавешенных окон или редких фонарей. За распахнутой дверью открывается освещённое пространство пекарни: сейчас почти 11 вечера, но работа идёт полным ходом.

 
   
                 

 

На главную
  К Путешествиям