К Путешествиям
   
 

Утренний Караундж подарил мне то самое, ускользнувшее от меня 10 лет назад в Стоунхендже, ощущение юной древности: небольшое высокогорное плато в окружении плавных округлостей зелёных гор и ущелий, подсохшие травы с голубыми звёздочками цикория, трепещущими алыми маками и сиреневыми «колосками» чабреца, концентрические окружности из менгиров с каменистым возвышением в центре, уходящая вдаль «аллея» из них же. В стороне виден обрыв: оттуда тащили камни.

 
 
 
 
 
 
В 85 из 220 стоящих монолитов неведомым орудием высверлены круглые отверстия, поверхность вулканического базальта покрывают разноцветные лишайники. Что это, зачем было построено?.. – нет ответа: камни не говорят, а мы не можем его увидеть, глядя сквозь реалии сегодняшнего дня. В обоснование одной из гипотез считается, что лучи, проходящие через все отверстия, сходятся в точке где-то в созвездии Лебедя – с учётом сдвига за прошедшие семь тысячелетий. Так что была это древняя обсерватория, сакральное ритуальное место или что-то ещё – боюсь, мы не узнаем. Чего там точно не было – так это захоронений.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Крошечный вагончик уместил в себе неизбежный магазинчик сувениров с достаточно необычным ассортиментом: почти на всех предметах, от магнитов до футболок и ювелирных украшений, – армянские петроглифы (теперь стало понятно, что за изображения были выжжены на бирках гостиничных ключей в Горисе: каждому номеру соответствовал свой рисунок). Все петроглифы найдены в Армении выше 2500–3000 м над уровнем моря, все – рядом с водой. Изображения сложны и дозволяют множество толкований – и так же, как и менгиры, бередят воображение.
 
 
 
 
И можно продолжить праздно размышлять об этом в машине, механически скользя глазами по линиям электропередач, извивающимся по склонам. Вдруг глаз цепляется за узкую полосу снега на, в общем-то, не очень высокой горе – видимо, там впадина или небольшое ущелье, в которое редко заглядывает солнце. Рядом находится высокогорное озеро, по рассказам, отличающееся своей красотой: на него можно любоваться, в нём можно купаться, можно погулять вокруг или даже поставить палатку и переночевать на берегу – но нельзя ловить озерную форель, ибо вся она является частной собственностью губернатора области.
 
 
Зимой Селимские перевалы закрыты: здесь всё заваливает снегом. Но на протяжении многих веков, как только перевалы в апреле-мае открывались, по направлениям нынешних дорог шли караваны. В складке горного склона – как в ладони – уютно расположился Селимский караван-сарай: из всё того же базальта на высоте 2400 метров над уровнем моря построено длинное здание; под одной крышей, в одном помещении укрывались от непогоды и устраивались на ночлег и люди, и животные: в боковых отсеках, отделённых рядом арок, – животные, в центральном – люди. На неровном полу очага – влажное пятно: след совсем недавно растаявших зимних снегов, нападавших через свето-дымовой продух в крыше. Караван-сарай был построен в XIV веке по заказу семьи Орбелянов (тех же, что строили Нораванк): на стене над входом их семейный символ.
 
 
 
 
 

Стоит отойти чуть-чуть в сторону – и с обзорной площадки открывается прекрасная панорама: покрытые вечным снегом Гегамские горы вдали, зелёные распадки вблизи, белые пятна на зелёном – летние лагеря пастухов. Часть группы фотографируется на фоне этого великолепия, ветер играет их разноцветными шарфами, посвистывает и немного сдувает жару, пахнут размятые нами травы.

 
 
 
 
 

С дороги видна гора Армабах (?) – у неё классическая форма вулкана, а на самом верху притулилась часовенка. Чуть ниже перевала расположился лужок розовой гвоздики и картофельное поле. Будете смеяться, но картошку из этого картофельного края Армении экспортируют в Россию.

Долгие дороги – время послушать о знаменитых армянах (а вы знали, например, что мать генералиссимуса Суворова, возможно, вела свою родословную из армянского рода?) и о том, чем живёт современная Армения; звуки дудука на удивление гармонично соединяются с видами за тонированным окном.

 
 

Надо отметить, что очень многие из посещённых туристических достопримечательностей в прекрасном состоянии: свежевосстановлены и ухожены. Как правило это (и многое другое) делается на деньги диаспоры. Одно из самых известных имён жертвователей и меценатов – король Лас-Вегаса и один из пятнадцати национальных героев Армении Кирк Керкорян: за долгие годы своей жизни (умер почти год назад, в июне 2015 года, в возрасте 98 лет) он пожертвовал родине более 1 млрд. долларов.

Деревня Норатус стала самым большим собранием хачкаров в мире, здесь их около восьмисот. Как правило, хачкар («крест»-«камень») – это прямоугольная каменная плита, поставленная вертикально на лежачее каменное же основание и закреплённая на нём с помощью своеобразной «ножки», на плите выбит крест, свободное пространство заполнено узором – и это всё. А вот как это воплощено – можно рассматривать бесконечно. Хачкар – в некотором смысле аналог иконы и, наряду с армянским лавашем и дудуком, признан ЮНЕСКО нематериальным достоянием Армении.

 
 
 
 
 
 

Каждый хачкар создаётся в честь чего-то или кого-то, ставятся они у монастырей, снаружи и внутри церквей и на могилах. На некоторых могильных хачкарах выбиты символы и целые сцены, рассказывающие о похороненном человеке. Невысокая ограда отделяет поле хачкаров от посёлка. Времени даётся всего ничего (ибо баран в тандыре ждать не будет), но всех предупреждают: «Там наши бабушки с вязанием – наших бабушек не обижайте, некоторые из них с ножами». Смысл предупреждения становится понятен сразу же после выхода наружу: почтенные пожилые дамы вцепляются в туристов намертво и активно рекламируют своё рукоделие. Я человек жалостливый, вещи домашней вязки люблю, но, прямо скажем, красотой эти изделия не страдают.

Есть легенда, что при каком-то очередном нападении хачкары защитили село: на них надели доспехи, и враг отступил, убоявшись войска защитников. У каждого из четырёх углов села – по два хачкара: старый и новый. Чем проще декор – тем он старше. Каждый камень всегда как бы наклонён (или вообще немного изгибается в верхней части) – создавая иллюзию, что он слушает, словно человек. Кстати, в былые времена в большие холода хачкар заносили в дом. Описать всё их разнообразие невозможно, это материал для большой научной работы… вот лишь мелочи, которые удалось запомнить:
– двойной пьедестал – камень в память либо великого военачальника, либо священника;
– круглый элемент, выбитый под крестом, – древо жизни или солнце;
– совсем маленький – детский;
– с узором и изображениями – женский…

 
 
 
 

Показали хачкар, на котором изображена свадьба: отец и мать, оркестр, накрытый стол, монгол на лошади… убили всех.

 

 
 
 
 
 

Отведённого получаса мне явно не хватило: видела поле, как и усадьбу скульптора Миллеса в Стокгольме, через объектив фотоаппарата – сниму как можно больше, рассматривать буду дома.

Как и все программы «Серебряного кольца», эта тоже не перегружена всяческими коммерческими шоу – не назовёшь же таковым демонстрацию подготовки барана к путешествию в тандыр. В рецепте ничего лишнего: орехи, киндза, чеснок, масло и уксус – составные части маринада, тандыр протоплен, полба перебрана и промыта. Немного курдючного жира в кастрюлю, крюком опустить её в тандыр, затем в растопившийся жир положить много нарезанного лука, снова опустить, помешать, подождать пару минут… добавить в кастрюлю крупу, вернуть всё на дно тандыра, сверху укрепить натёртую маринадом тушку барашка, закрыть тандыр и на два часа уехать на Севан.

 
 
 
 

Севан – высокогорное море: 75х50 км, глубина 83 метра, высота над уровнем моря – 1900 метров (выше только Титикака). Говорят, что по берегам растёт много облепихи… проезжаем прибрежный пляж: он весь заставлен беседками: отдыхать нужно с комфортом.  Прибрежные посёлки и городки кормятся туристами, туристов же потчуют севанской форелью и настойчиво рекламируемым шашлыком из раковых шеек: форель мне понравилась, а «шашлык» напомнил, что в болгарском языке «салат с раци» – это салат с крабовыми палочками (а никак не с раками) – вкус был именно как у этой производной рыбоперерабатывающей промышленности.

 
   
 
 
 
Севанаванк – ещё один монастырь, основанный Григорием Просветителем. На холме над озером – базальтовые церкви IX в., редкий хачкар XVII в. с изображением распятия. Внизу шумит маленький рыночек с бижутерией и поделками, ещё ниже – очередной пляж. Всё заполнено праздношатающимися и напоминает приморские курортные городки.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
За время прогулки баран протомился в тандыре и в подступающих сумерках кажется особенно вкусным.
 
 

Уже в полной темноте приезжаем в Цахкадзор. Воздух пахнет лесом, гостиница стоит прямо на берегу горной реки, и немолчный шум напоминает такой родной звук ливня за окном. Кроме того, это была единственная ночь, когда можно было спать без кондиционера (и не только потому, что его там не было).

Название города мне запомнилось с 1982 года, когда родители ездили сюда покататься на лыжах. Матушка моя горы любила: и в походы ходила, и на горных лыжах каталась, а папе пришлось тогда выслушивать комментарии на тему «чайников» на трассе. Но мне запомнилась их радость от поездки, рассказы и фотографии – не потому ли я так хотела побывать в Армении?

 
 
Цахкадзор произвёл впечатление самого европеизированного армянского города: вдоль улочек, петляющих вверх и вниз, стоят нарядные гостиницы, шале и тренировочные лагеря, везде очень много зелени. На одной из городских площадей – памятник грустному клоуну Леониду Енгибарову.
 
 
Местная канатка, в отличие от «Крыльев Татева», сугубо утилитарна: двухместные сиденья-лавочки, очень большая скорость движения, экстрим посадки и высадки, включающий главную задачу: не получить пинка от сиденья. Плывя над расчищенной полосой склона, лишний раз вспоминаешь перевод названия города: «Ущелье цветов».
 
 
 
 
Наверху, на первой площадке, снега, разумеется, нет, всё тонет в траве – и слышен стрекот косилок с горнолыжных трасс. Общительная дворняга подходит за своей долей ласки, пасущиеся кобылы шумно фыркают в адрес туристов, заигрывающих с жеребятами, дерево с табличками в память олимпийских чемпионов отбрасывает блики на ярком солнце. На обратном пути на канатке глаз цепляется за встречных: двух девушек, плотно укутанных в хиджабы, и старушку почтенного возраста, в леопардовом брючном комбинезоне, в одиночестве болтающую ногами на сиденье.
 
 
 
 
 
Ещё один монастырский комплекс – теперь XIII века – Кечализ, «Березовая роща». Отреставрированные базальтовые храмы, неизменные хачкары, берёзы вдоль кованой ограды. Неожиданным всплеском роскоши – тонкой и богатой работы трон для епископа; говорят, что его подарил глава МВД. На алтарной картине в армянских храмах всегда изображена Богородица: в языческие времена самой почитаемой была богиня плодородия Анаит (кстати, по сей день это очень популярное женское имя); при принятии христианства, для облегчения перехода, её культ «заместило» почитание Матери Божьей. Ещё картины на стене: царь Тиридат и Григорий Просветитель: один разрушал языческие храмы, а второй строил церкви. Интересная черта декора: ниша в стене имеет явный силуэт купола мечети: как и иллюстрации в книгах, изображавшие людей с раскосыми глазами, это давало храмам и книгам шанс уцелеть при очередных набегах завоевателей.
 
 
 
   
 
 
   
 
По дороге останавливаемся у арки Чаренца, воздвигнутой в память поэта, писавшего об Арарате, – на ней его строки: «Свет обойди – подобных Арарату вершин белоснежных не найдёшь». Почему-то очень чувствуется зной, хочется спрятаться в тень – и вдруг сзади раздаётся удивительно гармоничный распев, звуки резонируют в арке и кажутся совершенно естественными – вот так, спрятавшись в тени и слушая, можно смотреть и смотреть на снежную вершину, проступающую в густой дымке. Четверо певцов из ансамбля «Lusaber» сделали нам неожиданный подарок.
 
   
 
 
   
 

В Эчимадзине не удалось посмотреть на одну из бережно хранимых реликвий: копьё, по преданию, ранившее распятого Иисуса Христа, – зато можно посетить монастырь, в котором эта реликвия долгое время хранилась: Гегард (Гегардаванк), «монастырь копья» (или Айриванк, «пещерный монастырь»). Во времена язычества здесь, в древней пещере, было место поклонения, в IV в. (согласно преданию – тоже Григорием Просветителем) был основан монастырь. Основная часть зданий, дошедших до нас, датируются XIII веком. Частично монастырский комплекс выдолблен в скале – причём начиналась очередная «постройка» с отверстия в будущем верхнем своде: вот так, потихоньку расширяясь и оставляя опорные колонны, в горном массиве создавались усыпальницы, церкви, гавиты и жаматуны (притворы). Некоторые из них освещаются через те самые отверстия в потолочных сводах, в некоторых – почти полная темнота. В этой темноте чуть слышно журчит источник с целебной водой, в полумраке еле видны на стенах львы с драконами на хвосте, орёл с ягнёнком в когтях, знак вечности, странные человеческие фигуры, резные двери, гранат и виноград над входом… В верхнем храме удивительная акустика: нота звучит 13 секунд. При монастыре находится школа музыки.

Продольные выемки-ниши на наружных стенах обеспечивают дополнительную сейсмоустойчивость зданий.

 
 
 
 
 
 
 
 

Показалось, что крупная бабочка порхает в отверстии свода… когда бабочка вверх ногами повисла на его краю, стало понятно, что это летучая мышка.

 
 

Надпись на одной из колонн исполнена шифром-скорописью – как правило, так записывалось, какие дары были принесены, и где они хранятся. С XIII века алые буквы не подновляли, кошениль на чесночном соке оказалась удивительно стойкой.

 
 

Тропинка от бокового выхода в монастырской стене приводит к ручью; на высоком берегу, напротив пещер, – большой плоский камень под навесом. В Армянской Апостольской церкви есть традиция обрядовой благотворительной (или праздничной) трапезы – матах: как правило, в благодарность Господу за милость, в честь хорошего события или с просьбой о помощи освящается соль, с нею готовится мясо животного: барашка или петуха, приготовленное мясо раздают соседям. Корни этого обряда лежат в язычестве, сам камень находится на месте языческого жертвенника – но, цитируя жж-автора grigor_yan, «это одна из поощряемых Церковью традиций народного благочестия».

 
 
 
 
 

Если смотреть с территории монастыря, то высоко на склоне горы виден белый крест: говорят, что его установил там парень, плетущий венки у входа в комплекс. На голове парня – венок из одуванчиков.

 
 
Как водится, под стенами монастыря небольшой базарчик: в основном, торгуют сухофруктами (крошечными порциями по совершенно конским ценам) и местной выпечкой-гатой: большими румяными  лепёшками с начинкой из муки и сахара.
 
   
     
   
 

Рядом с дорогой из Гегарда в Гарни находится самый большой розариум Закавказья, там выращивают сортовые розы редкой красоты с удивительно сладким ароматом – по местным меркам, они стоят несказанно дорого, поэтому, в основном, идут на экспорт.

Очередной обед – теперь уже в черешневом саду. Я уже говорила, что армянский лаваш тоже является нематериальным достоянием Армении, и перед обедом можно во всех подробностях рассмотреть процесс его изготовления. Стал понятен смысл странных выемок в полу: пекущие лаваш женщины садятся прямо на пол, для удобства спуская ноги в эти выемки. Тугое тесто раскатывается в тончайший пласт за несколько секунд, затем быстрыми движениями (которые и не снились пиццайоло) тесто растягивается ещё немножко, ловко укладывается на плоскую «подушку» из соломы, сбрызгивается водой и с помощью этой самой подушки прилепляется на стенку тандыра. Ещё десяток секунд – и хрустящий лист с подпалинками уже ложится в стопку на подостланную ткань. Если, обжигаясь, ухватить его половчее, оторвать подходящую полоску и завернуть в неё пару кусочков местного сыра и пучок разной зелени, – получится прекрасная закуска перед обедом.

 
 
   
   
 
Наш климат редко позволяет трапезничать на улице, но есть особая прелесть в том, чтобы в жаркий день спрятаться от обжигающего солнца под густой зелёный полог, весело разместиться на длинных лавках вдоль стола и с наслаждением утолить голод всё той же простой и естественной пищей: салат табуле, свежая зелень и овощи, шашлык, лаваш, фрукты. Добавкой к десерту сверху падают переспевшие черешни, весьма ощутимо стукая по неуспевшим увернуться и взрываясь бордовыми кляксами.
 
     
     
 
После обеда, сытые и довольные, мы меняем свой комфортный микроавтобус на два изделия советского автопрома: часть группы берёт на борт «буханка», а нам достаётся «ЕрАЗ» – дорога к базальтовой симфонии в ущелье реки Азат для туристического автобуса непреодолима.
 
 
Грунтовка усеяна камнями и ямками; то прямо по ней, то пообочь струятся мелкие ручьи. Машину дёргает, она то наклоняется вбок, то вздёргивает тупой нос к небесам, то ныряет вниз – и очень сложно удержаться на узкой скамье, покрытой старым гобеленовым покрывалом, одновременно пряча голову под крыло и пытаясь не встретиться с потолком. Наконец путь заканчивается, машинки останавливаются у подножия ни на что не похожей стены: базальт образовал длинные «прутья», собранные в единый монолит – всё вместе это похоже на колоссальный орган.
 
 
 
 
Можно только в изумлении бродить у его подножия, слушать бурление горной речки и уворачиваться от её брызг… в голове опять всплывает фраза: «что представляет собой капитан по сравнению с великолепием природы?» Под нависшим каменным массивом образовалась длинная ниша: издалека она кажется маленькой, но при попытке сфотографироваться выясняется, что её потолок много выше человеческого роста; в ней по скальной стене сочится вода, образуя тёмные глянцевые поверхности, стелются, свисают и торчат пучками какие-то растения – словно великанский сад.
 
 
 
 
В те времена, когда правил император Нерон, рядом с Гарни царём Тиридатом был построен храм, посвящённый богу Солнца Митре – об этом гласит надпись на камне. За минувшие дни мы насмотрелись на строгую красоту армянских церквей, глаз к ним привык – и тем неожиданней и прекрасней оказалось появление храма греко-римской архитектуры в конце мощёной дороги-площадки на плато, окружённом ущельями. Тёмный базальт не выглядит тяжёлым: на стилобате ровными линиями стоят колонны, поддерживающие треугольный фронтон и двухскатную крышу. Массивные блоки скреплялись железными и свинцовыми скобами, благодаря этому и мастерству архитекторов и строителей храм простоял почти 17 столетий, пережил многочисленные землетрясения и вражеские набеги и обрушился лишь в XVII веке. Проведённая в 70-х годах прошлого века реконструкция позволила снова увидеть своими глазами античный храм – считается, что он единственный в своём роде на территории бывшего СССР. Нижняя часть колонн и стен тоже покрыта надписями, здесь есть и арабская вязь IX–X века, свидетельствующая, что «были и не разрушили», и надпись на фарси, в восхищении оставленная путешествовавшим персидским архитектором.
 
 
 
 
От Гарни до Еревана – чуть меньше 30 км, здесь прекрасный климат и плодородная местность. Много веков это место использовалось в качестве летней царской резиденции: остатки крепости и дворца мне не запомнились, но царская баня произвела впечатление. Так совпало, что незадолго до поездки я читала книгу своего одноклассника о банных традициях народов мира – и вот получила возможность рассмотреть поближе одну из классических схем банного обустройства: гипокауст.
 
 
Небольшое прямоугольное здание, в котором огонь разводили в печи у окошка в торце; очень высокий пол опирается на столбы из глиняных кругляшков: в промежутках между ними проходил горячий воздух, нагревая верхний пол.
 
 

В дальнем торце – небольшой зал с мозаикой: ограждения надёжно удерживают любопытствующих, поэтому придётся поверить гиду на слово про пятнадцать цветовых оттенков и изысканный узор. Вроде бы на стене бани была найдена надпись примерно такого содержания: «Строили, строили и ничего не получили взамен». Летний день превратил маленькое помещение в баню действующую, поэтому по выходе даже полуденное пекло снаружи кажется свежим и прохладным.

Со всех сторон храмовое плато окружают глубокие зелёные ущелья; если присмотреться, то можно увидеть ещё одно плато: та базальтовая симфония, которую мы рассматривали, задрав голову, с высоты храмового плато кажется совсем невысокой и незаметной.

 
 
 
 

И наконец, познакомившись со страной, мы начинаем более детальное знакомство с Ереваном. В городе нет ни каких-то градостроительных надзирающих органов, ни генерального архитектурного плана: каждый строится там, где ему нравится и где может себе позволить. Как следствие – нет равномерной и зональной застройки, в черте города могут располагаться личные виллы и коттеджи, для постройки которых можно снести любое историческое здание.

 
 
Панорама города неплохо видна и от нашей гостиницы, но от памятника Матери Армении разворачивается во всей красе. Сам памятник стоит в парке Победы – и видимо поэтому его окружает разнообразная военная техника советского периода. До 1962 г. на этом постаменте располагался памятник Сталину.
 
 
 
 
Одно из самых заметных современных сооружений в Ереване – это Каскад. Колоссальный комплекс-лестница из золотисто-сливочного травертина, высотой почти 100 метров, длиной в 600 ступеней, с фонтанами и музейными залами на каждом этаже. Странная и необычная скульптура (включая изумительного льва из автомобильных покрышек), статичные и движущиеся инсталляции из цветного стекла, разнообразные фонтаны… Сперва мы быстренько посмотрели на него во время экскурсии, потом вернулись вечером и сидели на горячих камнях, впитавших за день солнечное тепло, рассматривая город и горожан на фоне Арарата.
 
 
 
 
 
 
   
 
 
От основания Каскада к центру города протянулся прекрасный бульвар: широкий и зелёный, со множеством фонтанов и тщательно ухоженный; ещё один меценат Джерард Гафесчян постоянно пополняет экспозицию местного Центра искусств оригиналами современной скульптуры – в том числе и работами колумбийского скульптора Фернандо Ботеро. Зайцы-акробаты и зайцы-каратисты, стробоскопическое изображение антилопы в прыжке, самодовольный кот, воин и курящая женщина, лазурный киви и чайник, овеществлённое стихотворение «Тени»…
 
 
 
 
 
   
     
   
 
Всё это пиршество современного искусства притекает к ногам памятника знаменитому армянскому архитектору Александру Таманяну.
 
 
Вообще на улицах Еревана очень много скульптур: львица, символизирующая плодородие, оригинал Родена «Художник, рисующий картину» (совершенно затерявшийся в центре оживлённого перекрёстка), реалистичные и не очень памятники музыкантам и художникам, сказочная фигура Давида Сасунского, уличный пруд «Лебединое озеро», выполненный в форме Севана, памятник цветочнику – и неподалёку жёлтые и сиреневые альстромерии в цветочном киоске.
 
 
 
 
От Каскада – к Оперному театру, от него – по тому самому Северному проспекту – к площади Республики.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная цель сегодняшнего дня – Национальный музей.
 
 
До экскурсии ещё час, и можно попробовать успеть пробежаться по картинной галерее. В первую очередь – искусство средневековой Армении: картины на библейские сюжеты, строгие лица юных мадонн, копии церковных росписей и барельефов (включая тот самый из Нораванка: оригинал я, забегавшись, не сфотографировала – придётся довольствоваться копией), копия уцелевших фрагментов мозаики из бань в Гарни.
 
 
 
 
 
   
 
 
   
 
Затем – на что хватит времени из остального собрания. Из армянских художников мне были знакомы только Айвазовский и Сарьян; к первому я, в общем, равнодушна, а вот второй был мне откровенно непонятен и чужд – ровно до тех пор, пока я не разобрала фотографии, отснятые в этой поездке во время движения: качество у них совсем никакое, но они дают представление о местностях, которые мы проезжали. Это не Казахстан: остановиться и поснимать было нельзя (или хотя бы открыть окно) – а глухо тонированное стекло от солнца защищает прекрасно, но фотосъёмке не способствует. Так вот, сочетание движения, тонировки, сработавшей как фильтр, и последующей обработки, призванной сделать изображение хоть немножко видимым, в результате дало нечто, созвучное полотнам Сарьяна: чуть смазанные контуры, насыщенные яркие краски и – теперь – узнаваемые пейзажи.
 
 
 
   
 
 
   
 
Ещё на бегу бросились в глаза замечательные портреты неизвестных художников XVIII–XIX в.в. – немного напоминающие парсуну, исполненные в несколько примитивной манере – но очень искренние. И уж совершенно неожиданно с полотна неизвестного художника неизвестный армянский юноша смотрит глазами Оскара Уайлда.
 
 
 
 
В отличие от картинной галереи, собственно в Национальном музее нельзя снимать – а очень жаль. В I веке до н. э. Армения простиралась от моря до моря, нынешняя территория  составляет всего лишь 10–13% от прежней. Множество разных народов проходили через эту страну, оставляя материальные и нематериальные следы своего пребывания.  Внушительные коллекции эпохи палеолита нефотогеничны, но хотелось бы показать и коллекцию странных средневековых карт, и совершенно живые бронзовые фигурки животных с наверший оружия, с крышек всяких котлов и кубков, и удивительные образчики старинного стекла: армянского, арабского, персидского…
 
 
Чистые и чёткие черты лица бронзового лика армяно-иранской богини плодородия Анаит чуть не заставили меня в первый раз нарушить правило о фотосъёмке – я устояла, так что поделюсь только кадром с Яндекса.
 
 

Если бы я знала, что в зале национального костюма хранят такие сокровища, то непременно постаралась бы улизнуть с подзатянувшегося рассказа о первобытных охотниках (да, в тщательно законопаченной витрине красовался кожаный башмак на шнуровке – согласно данным радиоуглеродного анализа, ему более пяти тысяч лет, нашли его в пещере Птиц, которую мы проезжали по дороге в Нораванк – но если бы вы видели многоцветные платья, кошельки и сумочки из серебряной филиграни, узорчатые обручья!.. любой пятитысячелетний башмак им и в подмётки не годится).

Второй раз я размышляла об ответственности за фотосъёмку в зале с материалами о геноциде 1915 года. В нём мало фотографий и документов с «конкурса пыток», но много свидетельств, гораздо более страшных именно в своей обыденности: карта квартала, нарисованная от руки с каллиграфически выписанными именами всех погибших, детские фотографии из приютов при храмах и монастырях, одеяла, сотканные из лохмотьев убитых, – чтобы прикрыть уцелевших.

После сумрачных душноватых залов музея, засыпанные разнообразными сведениями и переполненные впечатлениями, снова выбираемся к свету.
 
 
 
  Последний обед в тенистой беседке у прудов.  
 
 
 
Последнее из увиденных сокровищ Армении – Матенадаран, хранилище двадцати тысяч древних рукописей.
 
 
В витринах – бережно расправленные пухлые тома, свитки пергамента и бумаги; огромные – 28 кг, 606 страниц! – и крошечные; рукописные и печатные, с наивно-примитивными рисунками и с тонкими многоцветными миниатюрами. Очень много Евангелий, богословские трактаты, сборники псалмов и церковных песнопений, а ещё – учебники, научные труды (например, рукописный список XVII века с «Геометрии» Ибн Сины), лечебники для людей и лошадей, книги по географии, травники, сборники стихов – в том числе и «врачевальных» (считалось, что их чтение помогает исцелиться). За стеклом яркими красками сияют флаконы и плошки: исходные компоненты, эликсиры и масла, созданные по старым рецептам.
 
 
 
 
 
 
 
 
   
 
 
   
       
       
 
Все семь дней мы много и быстро перемещались, шустро бегали по достопримечательностям, много слушали и очень много фотографировали – но правильный турист всегда что-то увозит домой на память о посещённой стране. В Армении странноватое, но логичное ценообразование: к примеру, копеечное такси (по городу – 150 руб, от Еревана до Севана – 10–15 долларов), но питерские цены на туристически-важные вещи: сухофрукты, коньяк, чаи, украшения и т.п.
 
 
Дудук мне без надобности, китайские магниты и кустарные поделки – тоже, но, видимо, в предках у меня затесался какой-нибудь папуас или сорока: на небольшом рынке, наполненном всякой лабудой по странным ценам, я нашла единственный лоток с авторским серебром… надо ли продолжать?.. журавли, гранат и дерево – моя память об Армении. И немножко солнечно-жёлтой кураги – на болотах хочется солнца.
 
 
Если ты посетила Алма-Ату, тебя обязательно спросят, ездили ли на Медео. Быть в Ереване и не посмотреть шоу фонтанов – невозможно. Центр вечернего города заполнен нарядными весёлыми людьми. Изредка в толпе мелькает то военный патруль с автоматами, то усохшее лицо дочерна загорелого старика, играющего на гитаре сбоку от Каскада, то женщина, как-то обречённо предлагающая купить мешочек самодельного поп-корна. В Опере сегодня дают «Богему» – видимо, только что закончился акт, и множество театралов выходят на улицу подышать-покурить-пообщаться.
 
 
С другой стороны здания сдают напрокат детские автомобили, смешиваются ароматы кофе, людей и цветочных клумб, со всех сторон слышна музыка и смех. Северный проспект потихоньку накрывают тёплые сумерки, с крыш веранд кафе разбрызгивается водяная пыль.
 
 
Площадь Республики уже совсем тёмная, люди рассаживаются прямо на тёплые ступени обрамления фонтанного комплекса, светится циферблат огромных часов. В девять начинает звучать музыка, столбы разноцветного света смешиваются со струями фонтанов. Красиво, конечно.
 
 

Мы сбегаем, не дождавшись окончания шоу, и едем к себе на гору. У нас есть другое шоу, которым мы любуемся каждый вечер: как я уже говорила, гостиница стоит на горе над городом, и её открытый панорамный ресторан пользуется большой популярностью как место проведения всяких заказных мероприятий. Ей-богу, громкая музыка – совсем небольшая плата за возможность из первого ряда, прямо с балкона, наблюдать, как танцуют армяне. Я специально спрашивала Гора, учатся ли где-то этому специально, – оказалось, что, по большей части, обучение происходит с детства вприглядку на семейных сборищах. То, что нам показывали в первый день в «Таверне "Ереван"» было зрелищно, но постановочно… а вот так, в исполнении непрофессионалов и спонтанно, но естественно и гармонично-прекрасно – дорогого стоит.

Казалось, что поездка была запланирована длинная и впереди ещё так много дней – но вот я вечером перебираю чемодан, понадёжнее укутывая подарки, на завтра запланирована короткая прогулка по Еревану – а затем самолёт.

Наш быстрый бег закончился. За оставшиеся несколько часов можно по утреннему холодку пройтись от мечети, укрывшейся на тихой улице за высокой неприметной стеной, до главного кафедрального собора Еревана.

 
 
 
 
 
 

Увиденная мечеть была единственной за всю поездку: сказывается то, что практически всё население – христиане, причём воцерковлённые – т.е. активно участвующие в церковной жизни. Большая часть увиденных мусульман – иранцы, приезжающие в Армению «отдохнуть от мусульманских законов» (с).

 
 
 
 
Кафедральный собор стал воплощением всех лучших традиций армянской архитектуры, он огромен и построен из светлого камня, пространство под взмывающими вверх сводами заполнено светом. И, на прощание, ещё раз напоминает о себе ереванское градостроение: с вымощенной каменными плитами площадки перед собором и с широченного длинного подъездного пути открывается вид на какие-то фавелы, разбавленные советскими многоэтажками.
 
 
 
 
 
Где бы мы ни были, везде видели, как на улице в тенёчке мужчины играют в нарды и шашки. В Ереване почти не видно праздношатающихся женщин – вне Еревана их не видно совсем.
 
 
По сравнению с Казахстаном, здесь очень мало заметных современных машин, зато огромный парк классических советских моделей, включающий, например, сияющую, как игрушка, бело-вишневую старую «Волгу», встреченную на Селимских перевалах, или роскошную «Чайку», припаркованную неподалёку от ереванской мечети.
 
 
Есть замечательная армянская писательница Нарине Абгарян: она с такой горячей и нежной горьковатой любовью пишет о своей родине, что для меня её книги наложились на увиденное и услышанное в поездке и дали ощущение, что смотришь на эту древнюю прекрасную страну не только глазами. В силу разных причин, редко получается съездить куда-то дважды… если получится, то в следующей поездке я несмело планирую увидеть Узбекистан. Но вдруг повезёт… я бы с радостью ещё раз увидела, как на вершину Арарата падают первые лучи солнца…
 
   
 
   
     
 

 

P.S. На всех фотографиях в байке – это не я.

 
                 

 

На главную
  К Путешествиям