Следующее утро встречает нас прохладой и туманом – и всё равно не терпится отправиться в путь: города и водопады – вещь знакомая, а вот ледника в моей жизни ещё не было. Пусть Бриксдаль – лишь язык ледника Йостедаль, всего 346 м над уровнем моря, но ведь ледник же! Едем из долины в долину, облака цепляются за вершины ёлок, всё укрыто туманом. Вообще-то, в каждой долине – свой микроклимат, но сегодня все облака серы. Горное озеро Ольдеват – в него текут воды с Бриксдаля. |
||||||||
Национальный парк, в котором находится Бриксдаль, предлагает проехать часть 2,5-километрового пути до собственно ледника на забавных машинках, сцеплённых «паровозиком». Но, в виде исключения, времени у меня много, и я иду пешком – о чём ни капли не жалею: если медленно идти, можно рассмотреть поближе бурливую речку и травяные крыши на каких-то избушках (такие крыши здесь – давняя традиция, в стране даже проводится конкурс на лучшую дерновую крышу), щедрое разнообразие неброских местных цветов: от затейливого репейника до нежной сладкопахнущей северной орхидеи; можно постоять на мостике над очередным водопадом, подняв лицо к облаку водяной пыли, можно порасматривать каменные «кувшины» или забавный валун, напоминающий троллью хозяйку, невовремя выглянувшую на солнце, да так и окаменевшую. Узкая извилистая тропка поднимается выше и выше и выводит через каменные «ворота» в огромном валуне к аквамариновому озеру в скальной чаше, с дальнего края чаши свешивается сам ледник – и он почти такого же фантастического цвета, что и вода в озере. Под ледяным языком (или это пятки инеистого великана? или приоткрытая дверца в Нифльхейм, в котором бьёт ледяной источник?) находится белый конус «мёртвого» льда – льда, отвалившегося от основной массы ледника. На некотором растоянии от конуса стоит хилый металлический заборчик: туристам настоятельно рекомендуется не приближаться к опасной зоне. Наши, конечно же, всё равно полезли на скалы… именно этот момент выбрал ледник, чтобы ещё немножко подвинуться: исследователям чуть не прилетело по голове ледяной глыбой, но они вернулись, довольные, как слоны, прижимая к груди здоровенный ледяной окатыш.
|
||||||||
Какое-то время просто стою у вод озера, созерцая, ощущая и впитывая несуетное, величественное, суровое. |
||||||||
Рядом скачет девочка с рыжими волосами – словно маленький дух этих мест. Фотографии сделала моя спутница – мне было не с руки. |
||||||||
По дороге назад снимаю то, что ускользнуло при первом проходе: замшелые валуны, пёстрое разнотравье, общительных коз… одна из коз, обнаружив, что все толпятся у загородки, а она в процессе меланхоличного жевания зазевалась и всё пропустила, сиганула с валуна что тот олень и бегом кинулась к фотографам. В фотографиях животинок, впрочем, художественной ценности не обнаружилось. |
||||||||
Как водится, из каждой поездки я привожу небольшой сувенир, напоминающий именно об этом путешествии – и в неизменных сувенирных магазинах национального парка Бриксдаля наткнулась на забавную вещь: стеклянный синий цветок сон-травы. Он-то и будет мне норвежским подарком. |
||||||||
Снова на узких горных дорогах автобус пропускает встречных. Дождь шёл до прогулки к леднику, и дождь пошёл после неё. Дороги к Гейрангер-фьорду идут через перевалы высотой от 1000 до 1500 м, через узкие норы тоннелей, мимо больших снежных языков, от которых текут узкие взъерошенные ручьи – как пряди размётанных ветром волос. Страшные горные серпантины, богатство цветущих мхов и многоцветье люпинов. |
||||||||
Из белой пелены выглядывают крошечные моментальные картинки: плоский островок из седого гранита, повисший в невидимой воде, как мостик между небом и землёй; в пелене тумана – ярко-алый шар поплавка, парящий в «молоке» вне гравитации; крыша «домиком» над воротами – тоже дерновая; у узких боковых дорожек, ведущих к жилью, стоят почтовые ящики, но, в отличие от разнокалиберных финских, норвежские – единообразные деревянные, под дерновой крышей уголком. |
||||||||
Гейрангер-фьорд – рукав Стур-фьорда, тоже включён в наследие ЮНЕСКО. Нам не повезло: холодно и туман, «граница между небом и землёй уже не различима – и не надо». Кажется, что водопады текут прямо из низких туч, кажется, что наш мир съёжился до размеров видимого пространства – и оно уменьшается с каждой минутой, съедаемое наступающими белыми зыбкими стенами. |
||||||||
Развлекались тем, что кормили с руки чаек. У птиц разгильдяйски болтались лапы и были совершенно человеческие лица. Меня мучали нехорошие предчувствия, что эта стая последует за нами в Олесунн и присоединится к орущим ночью в окно местным птицам. |
||||||||
Вечерний Олесунн радует нас «просто-пасмурной» погодой – хорошо хоть, что без дождя: на этот город отведено программой всего лишь завтрашние полдня, но грешно не использовать остаток вечера, чтобы рассмотреть получше городок, похожий на россыпь прихотливых шкатулок. |
||||||||
Олесунн называют жемчужиной Атлантики, самый красивый морской маршрут Берген–Керкинес непременно в него заходит хотя бы на день. Обяснение простое: маленький город на скалах в 1904 году сгорел начисто и дотла (правда, при этом из 10 тыс. жителей, никто не погиб); почти за три года его отстроили заново в едином стиле северного модерна. Очень узкие, кривые и крутые улочки, прихотливые узоры на стенах домов, башенки, резьба, лепнина… всё это можно посмотреть здесь; при этом городок очень живой и комфортный. Норвежцы считают, что престижное жильё обязательно должно быть с видом на море, и в центральном квартале Олесунна плотность населения – как в Сингапуре. Со смотровой площадки на высоте 140 м на горе Ангела видно, как 3 тоннеля, 2 моста и множество лодок соединяют острова. |
||||||||
Мы спускаемся вниз и снова кружим по улочкам, первая наша цель – музей югендстиля, расположившийся в бывшем доме аптекаря. Он ценен тем, что это не просто собрание в витринах, а образчик живого ар-нуво, растворившегося и пропитавшего собой атмосферу небольшого дома. Из музея подземный ход ведёт в галерею современного искусства: после изящества и выверенной чёткости прихотливых линий модерна в бронзе, стекле и дереве композиция из оленьих ног в холодном светло-сером кубе зала слегка ошарашивает – на улицах точно интереснее. На улице в окне офиса видна огромная – на всю стену – репродукция волны Хокусаи, на улице виден старый красный маяк, венчающий узкий волнорез – и оказывающийся эксклюзивным номером отеля Brosundet. На улице забавные рисунки на окнах, геральдический рыжий зверь и приветливые продавцы магазина интерьерных штучек. На улице свежая крупная малина и восточная чайная. И… автобус, ждущий на стоянке. |
||||||||
Обочины, поля и холмы у дорог заросли разноцветными люпинами. Зелень, пасмурно, туман, скалы и водопады. Мы насытились впечатлениями, как трясина после дождя: даже самая высокая отвесная стена в Европе – «Стена троллей» – оставила нас уже равнодушными. |
||||||||
Гостиница в окрестностях Лиллехаммера запомнилась только множеством живших в ней спортсменов: казалось, что на завтраке вокруг были только крепкие молодые люди лет 20–22, этакий заповедник тестостерона. На второе посещение Осло у меня были колоссальные планы: просмотренный в дороге фильм об Эдварде Мунке наполнил меня желанием попасть в его музей, повнимательнее всмотреться в его работы, неуловимо напомнившие мне то произведения Чюрлениса, то ранние работы Пикассо. Музей Мунка от центра далеко, выделенных четырёх часов хватит только-только, да и то, если передвигаться быстрым скоком. |
||||||||
Но Осло нас приветствует дождём категории «разверзлись хляби небесные», так что почти час пришлось отнять от прогулки по городу и принудительно посвятить разглядыванию ратуши (третий раз в городе – и только сейчас до неё добралась!), её декора, удачно совмещающего примитивизм, психоделику и соцреализм, и обдумыванию альтернативных маршрутов прогулок, т.к. в музей Мунка я уже не успею. |
||||||||
Ну, коли так, то нацеливаюсь на музей дизайна. По дороге к нему заглядываю в местный кафедральный собор: он и вполовину не так интересен, как стокгольмский; запомнилось только одно: в руки апостолам и Христу в скульптурной группе «Тайная вечеря» вкладывают записки. На улицах Осло множество попрошаек, часть из которых похожа на знакомых нам цыган-люли. Норвежская мужская и женская мода выгодно отличается от финской в лучшую сторону. В полицейской машине на переднем пассажирском сиденье сидит здоровенный игрушечный медведь в полицейской форме, а рядом у поребрика «кормится» электромобиль. |
||||||||
Музей дизайна (он здесь, моя прелессть) поглотил меня на полтора часа. Это просто пиршество для глаз – и танталовы муки для рук, не имеющих возможности прикоснуться и обласкать тяжёлую даже с виду глыбку стекла, так похожую на бурун воды в норвежской речке, погладить хрупкое крылышко стрекозы на чаше в стиле ар-нуво или проследить пальцами прядь волос головки, с вечной улыбкой уже 500 лет выглядывающей с дверцы резного гардероба. Старинные и современные, утилитарные и сугубо «для эстетизьму», стеклянные, керамические, деревянные и тканые изделия – на любой вкус, для самого придирчивого ценителя. После такого вороха впечатлений хорошо и бездумно бродится по улицам центра Осло. Видимо, уж очень благостная была у меня физиономия: молодой индус, остановившийся рядом на светофоре, какое-то время меня созерцал, после чего широко улыбнулся и изрек: «Nice, very nice!». Ленивое круженье привело меня в парк королевского дворца: сдержанная классическая красота самого здания, неброское, но глубокое достоинство старого парка в отсутствие внешнего украшательства. Народ на травке, дети, собаки. Клёны, каштаны, липы, лиственницы, газоны. Где-то в густой зелени поёт и рассыпает свои трели одинокая птица. Липовая аллея ведёт вниз, густые кроны смыкаются над ней, и в зелёном полумраке видны размывы на песке от недавнего ливня. |
||||||||
В порту города Осло, рядом со потешным раритетным автобусом, мы прощаемся с нашим гидом: она ведёт сборную группу дальше, в Копенгаген. Спасибо ей: и за насыщенные увлекательные рассказы, и за мягкое вежливое терпение, и за прекрасную организацию. Если вам где-нибудь предложат присоединиться к группе Катцовой Марии – смело соглашайтесь: не пожалеете. Лёгких дорог тебе, Маша, – и понятливых любознательных туристов. |
||||||||
Остаток нашей группы, следующий домой, присоединили к другой группе, и вот тут-то я в полной мере оценила и то, как нам повезло с гидом, и то, как нам несказанно повезло с группой: отсутствие склочных граждан сделало прошедшие 8 дней весьма непростой поездки очень приятными. Впрочем, основная экскурсионная программа уже закончилась, а по Стокгольму мы и сами побегаем. Самая главная цель: музей-усадьба шведского скульптора Карла Миллеса. |
||||||||
Хорошие карты, доброжелательные стокгольмцы и навыки общения приводят в район Lidingo: то ли город-спутник, то ли окраинный район Стокгольма. В рейсовый автобус подсаживаются старушки, приветствуют знакомых, переговариваются с водителем: видимо, это небольшая община, где все друг друга знают. Расписание автобусов снова держит нас в тонусе, но кое-что в Миллесгардене я всё же успела. |
||||||||
На обратной дороге к центру города натыкаемся ещё на один музей: Hallwyl. Графиня Вильгемина фон Халлвил превратила свой дом, построенный в 1900 году, в богатейшее собрание предметов искусства, фарфора, антикварной мебели и старинного оружия. |
||||||||
Признаю масштабность и ценность коллекции, нисколько не жалею, что зашла в этот музей, но, видимо, у меня с графиней совсем разные стилистические пристрастия: многие экспонаты и залы мне показались тяжеловесными, напыщенными или откровенно скучными, поэтому глаз цеплялся за то, что выбивалось из ряда. Сильно повеселило совершенно разумное действо: крышки старинных ваз привязаны проволочкой (равно как и вазы с цветами на баллюстраде Королевского дворца). Кроме постоянной экспозиции, по всему музею расположились предметы временной выставки: разные фигурки, сложенные из накрахмаленного полотна. |
||||||||
В одном из залов на стене разместились деревянные резные панно, изображающие четыре кардинальские добродетели: самообладание, справедливость, силу воли и мудрость, а в галерее на последнем этаже собрались самые интересные экспонаты: прекрасная старинная живопись, старинные же книги, странные элементы декора. |
||||||||
Всё, этот музей – последний в поездке. Теперь можно погулять по Гамластану, посмотреть на народ, послушать уличного музыканта на бокалах, чью игру оттеняет позвякивание уличного среброкузнеца, расположившегося прямо под витриной напротив, поглазеть на магазинчики, сувениры и вывески, обнаружить совершенно пустынный дворик с зеркалом неработающего фонтана в двух шагах от шумных туристских троп. |
||||||||
А можно перейти через солнечный мост к Сёдермальму и выпить чая на высоком берегу в сквере около церкви святой Екатерины. |
||||||||
Дальше – всё знакомо и тривиально: паром, Хельсинки, граница… Последние несколько дней я просыпаюсь, как старик Хворобьёв, со словами «всё те же сны»: каждую ночь мерещится директор – а это верный знак, что отпуск мой подзатянулся. Ритуальный звонок Крошке и сакраментальная фраза: «Мальчик, мой посуду – я в России», – всё, это конец путешествия. |
||||||||
Конечно, лучше всего путешествовать на машине – иначе слишком много времени тратится на туристические аттракционы и на броуновское движение туристов, но из автобусных вариантов наш показался мне весьма удачным. Каждый раз я возвращаюсь из Скандинавии с ощущением, сходным тому, которое возникает после чтения некоторых вещей Андрея Платонова: Боже мой, ну почему, почему мы так странно и скособоченно живём? у нас богатейшая страна, умные, работоспособные и душевные люди, но всё это мощным потоком течёт куда-то вкривь и вкось, «мстить мировой буржуазии за смерть товарища Розы Люксембург» – и пропадает в болоте. Все скандинавские народы подшучивают друг над другом, случаются ссоры, но у них много общего: стремление сберечь природу, низкая коррупция, здоровый образ жизни. Почему мы живём не так? не знаю… |
||||||||
Сегодня в Городе выпал первый снег, а у меня на экране сияют скандинавские цветы. Философские рассуждения – не моя сильная сторона, лучше я, если позволят работа и здоровье, выберусь ещё раз туда, где среди зелёной травы и снега текут хрустальные реки – пусть даже там и сварливо кричат чайки. |
||||||||
К Путешествиям |