К Путешествиям
       
 
Трансоксеана–Мавераннахр–Согдиана–
Туркестан–Узбекистан
 
 

Спутникам – с благодарностью.

«Этот мир дан нам на час – успей воспользоваться им»
(Надпись на мавзолее династии Тимуридов).

«Те, кто прибывают в Драллар неготовыми
купить шкуру, неизбежно ее покупают»

(Алан Дин Фостер «Тар-аймский кранг»)

 
     
 
Сама не знаю, как выбираю место для следующей поездки – оно просто всплывает в мыслях. Казалось бы, надо съездить в Италию, посмотреть Барселону, Париж и Вену… но пока не хочется. Идея махнуть в Узбекистан появилась практически из ниоткуда и сразу освоилась и окрепла. Об этой стране я знала одновременно и очень много, и очень мало – ровно столько, чтобы в неясной зыбкой дымке моих о ней представлений проступали лазоревые порталы и купола, пески и фруктовые сады, имена поэтов и учёных – и ускользали при попытке рассмотреть поближе.
 
 

 

25.09. День первый. Ташкент
Ночь в самолете почему-то не воспринималась тяжело: сперва экзотика посадки с клубящимися псевдоочередями, где каждый тащит гору коробок и неподъёмных спортивных сумок, упакованных в скотч и прозрачную плёнку, но в принципе не владеет идеей, что проходить надо в некоем порядке, потом полет над созвездиями Петербурга и Москвы, путь над темнотой, вдумчивое заполнение таможенной декларации (памятуя суровые слова ввозных ограничений) и выплывающий из абсолютной ночи свет Ташкента. Багаж, таможенник, который не глядя шлепнул печать на мои бумаги – и вот за дверями утренний город в нежном отблеске быстро встающего солнца. Водитель трансфера отошёл с ранее прибывшими, но дал подержать свою табличку общительному таксисту. Новенький отель: греческие колонны при входе и меандр на стенах – но винно-красный ковер на входных ступенях и восточное богатство золота ламп в номере. Поспать до завтрака в мягкой гостиничной постели не удалось: сперва за окном что-то вещали и напевали, топали и рычали машинами ташкентцы, потом в соседних номерах приступили к побудке и помывке, затем, грохая дверями и лязгая ключами, потянулись на завтрак.

Автобус. Как обычно, сперва оргвопросы, обмен валюты (из-за низкого курса национальной валюты суммы огромны, а мы все на неделю смогли побыть миллионерами), подсчет основных трат – а за окном Ташкент.
 
 
 
 
Глаз цепляется за ярко одетых невысоких женщин, низкие многоэтажки советской постройки, богато украшенные национальными мотивами, обилие деревьев и маленьких шевроле на улицах. Я совсем забыла, что столица Узбекистана входила в четверку крупнейших городов Советского Союза: Москва, Ленинград, Киев – и Ташкент. Несмотря на то, что Ташкент – очень древний город (до XI в. его называли Шаши, Шимкент), старых и, тем более, древних построек почти нет – землетрясение 1966-го года всё разрушило, и люди Союза сообща восстанавливали утраченное: были московские кварталы, ленинградские, крымские, тагильские, пермские, ялтинские, прибалтийские и другие. Улицы стали шире и прямее, появились нарядные зеленые площади; столицей Ташкент стал только в 1930 году, до этого титул принадлежал Самарканду. До ближайших отрогов Тянь-Шаня около 100 км, с гор к Ташкенту текут река и канал. В отличие от Еревана, стены жилых домов усеяны кондиционерами. Каждый обустраивает свой балкон как может (в основном, борясь с жарой), в результате фасад являет собой весьма разнообразное зрелище: какой-то балкон заложен кирпичом почти наглухо, где-то оконный проем полностью перекрыт сплошным экраном из планок, здесь – фольга, там – плотные тканевые занавески или вообще одеяло. Новые здания не выглядят футуристически-чужеродно, не блистают роскошью нефтяных стран, но привлекательно сочетают в себе старые традиции и новые возможности.
 
 
 
 
 
 
Комплекс Хаст-Имам (Хазрати Имам) принадлежит «старому» Ташкенту и является не только туристической достопримечательностью, но и религиозным центром города. Из-за малой сохранности его пришлось реконструировать, т. е. восстанавливать более 30%. Изначально на этом месте находилось захоронение первого имама города, проповедника и богослова, названного «Великим Имамом» арабского мира, – Каффалля аш-Шаши. Со временем рядом со святым местом появились два медресе и две мечети, библиотека духовной литературы.
 
 

В 712 г. в Бухару приходят арабы, и на окрестных территориях начинается распространение ислама, до этого основными религиями были зорроастризм, принесенный персами, и буддизм, пришедший с кушанами из Индии в I в. до н. э. – I в. н. э. В современном Узбекистане представлены практически все основные конфессии, есть даже узбеки-католики: в католическом костеле Самарканда 35 прихожан.

Всего на территории Узбекистана 10 действующих мусульманских духовных учреждений: одно высшее – семинария – и 9 медресе (из них 2 – женских). Поступают на обучение сразу после школы, конкурс при поступлении весьма приличный. Община может дать рекомендацию в медресе – если, например, у имама есть сын, соседи знают семью и понимают, что сын сможет заменить отца-имама. Мужчина после окончания обучения в медресе получает степень востоковеда и/или имама (помимо Корана, его толкований и духовных наук изучают историю, математику, мусульманское право и языки, в том числе арабский; кто не находит работу по религиозной линии – преподает арабский, основы ислама и т. п.);  женщина обучается, чтобы получить хорошее образование-воспитание: чтобы знать, как правильно себя вести, что полагается делать в тех или иных случаях, как исполнять ритуалы, как воспитывать детей – короче, готовится к роли правильной жены. Сюда отдают девочек те, кто хочет хорошего воспитания дочерям и кто хочет, чтобы в семье была мусульманская культура.

Узбекские мусульмане – сунниты: менее радикальные и более толерантные. Как и в любой религии, здесь есть верующие и практикующие – вторых, понятно, меньше. Очень сильного давления на несоблюдающих нет: паранджой насильно не укутывают, почти нет женщин с закрытым лицом, мало хиджабов (хотя многие носят хитроповязанные платки).

 
 
 
 

Одно из медресе – медресе Баракхан – построено в XVI веке при династии Шейбанидов; внутренний дворик перекрыт ребристым куполом: здесь хранится величайшая реликвия – Коран Османа. Он создан одним из халифов после смерти Пророка: 15 лет потратил составитель, чтобы собрать и проверить все Его изречения. В середине VII в. было сделано шесть списков Корана, в полном виде до наших дней уцелел только этот. Амир Темур привез его из города Басры в Самарканд, и до XIX века святыня хранилась в медресе Нодир Деванбеги. В 1869 году, после завоевания Средней Азии царской Россией, Коран увезли в Санкт-Петербург, где в 1905 году с него сделали 50 копий (факсимиле с прорисовки рукописи почти в натуральную величину). В 1924 году книгу вернули в Узбекистан, но долгие годы она была запрятана в запасниках Государственного музея истории Узбекистана.

«Сними обувь твою, ибо место, на котором стоишь, свято». Фотографировать, разумеется, тоже нельзя. Огромный фолиант из оленьей кожи (338 страниц размером 53 на 68 см) лежит в маленьком зале на специальной подставке; на открытых страницах с угловатым куфическим письмом – бурые пятна: по преданию, это засохшие капли крови халифа Османа, которого обезглавили, когда он читал Коран.

Сразу по приезде в новой стране бросается в глаза самое непривычное; полутона и мелочи будут проступать потом, как рисунок на фотобумаге. На центральной площади комплекса маленький мальчик запускает воздушного змея, туристы перемешались с людьми, пришедшими помолиться и поклониться святыням, яркое солнце слепит мне глаза, мелкая водяная пыль от разбрызгивателей с газонов холодит ноги.

 
 
 
 
 
Первые местные сувенирные лавки (коих в Узбекистане многие тысячи): резьба по дереву, яркая вышивка-сюзане, шелковые и хлопчатобумажные шарфы.
 
     
   
 
 
Везде на территории комплекса растет сосна вроде канарской: с очень длинными – в ладонь – иглами. Чуть в стороне стоит здание, похожее на низкую пагоду, – махаллинский комитет («махалля» – квартал, район).
 
     
   
 
 
Как меня справедливо учили более опытные товарищи, обедать надо там, где едят местные. В большом зале кафе «Рахат» не протолкнуться, официантов много, и бегают они быстро. Сегодня воскресенье, поэтому нам находится место: говорят, что в будний день здесь яблоку некуда упасть. Женщины и мужчины сидят вместе за столами на 8–10 человек; приходят перекусить и с грудными младенцами, и с папками, полными деловых бумаг. Первое знакомство с местной кухней: народ ест нарын (тонкий пласт пресного теста, отваренный в мясном бульоне, остужается и нарезается в тончайшую лапшу, подаётся холодным с отварным мясом; прямо в обеденном зале несколько поварих большими ножами шинкуют лапшу), шурпу и маставу (рисовый суп на бульоне, фактически – жидкий плов), разнообразные овощные салаты, шашлыки и, конечно, самсу. Тандырная самса с пылу с жару: румяная, ароматная, каплевидной формы, полная сочной начинки… На этом месте Шахерезада прекратила дозволенные речи (пока её не побили слушатели).
 
 
Чорсу-базар – здание с огромным куполом, окруженное куполами поменьше. К базару идешь по узкому проходу, где продавцы предлагают свой товар из палаток, с лотков, шатких столиков, тележек – да и просто с земли.
 
 
Глаза разбегаются, не знаешь, куда смотреть: то ли на велюровые тапочки-туфельки, сверкающие крупными логотипами Шанель из стразов размером с ноготь, то ли на неведомые ягоды, похожие на крупную тускло-жёлтую черешню, то ли на золотое многоцветье одежды, то ли на людей, торгующих и текущих мимо. Прекрасная пожилая дама (иначе её назвать язык не поворачивается) в длинных многослойных одеждах, украшенных обильным, но сдержанным золотым шитьем; шустрые нарядные дети; молодая женщина, склонившаяся в три погибели над разложенным на земле товаром: ее голова и лицо плотно, по-бедуински, замотаны белым платком, оставшееся закрывают темные очки на пол-лица. В Армении на рынках к тебе обращаются «джан», здесь окликают «сестра». Круглые светлые баклажаны, рис разных сортов и шлифовок, специи, мясо, фрукты, орехи, резаная морковь для плова… Как и алма-атинский Зеленый базар, рынок Чорсу богат даже в небазарный понедельник, но выглядит не так броско-нарядно, как, к примеру, наш Кузнечный: под высоким куполом темновато, роскошные продукты выложены скромными кучками и горками – или это я просто брюзжу, споткнувшись о ржавую арматурину на втором ярусе рынка?
 
     
   
 
 
На заборе рядом с куполом висят ковры, выполненные по фотографии, – это очень востребованный товар (как мне потом сказал наш водитель в Бухаре).
 
 
Рядом с рынком находятся мечеть Хужа Ахрор Вали и действующее медресе Кукельдаш. Из большого комплекса мечети меня очень вежливо попросили, но я успела заметить холёные газоны, две пристройки с мозаичными бассейнами для омовения, золоченые этажерки для обуви при входе в здание мечети.
 
     
   
 
 
Внутри медресе зелёный красивый дворик, множество молодых мужчин толпятся группками и беседуют с наставниками в келейках по периметру двора, некоторые кельи отданы мастерам.
 
 
 
 
Каллиграф увлеченно и с гордостью демонстрирует образцы шрифтов: от геометрического куфийского до хитросплетения цветов и птиц, складывающегося во всё ту же фразу об Аллахе Величайшем. Потом я ещё раз увижу это разнообразие в лавочке керамики в Самарканде.
 
 

В подземном переходе к рынку и медресе – в точке с наилучшей акустикой – сидит цыганка-люли, чистым голосом вскрикивает чайкой, и в мелодике её ритмичных пронзительных переливов слышится что-то итальянское. Младенец девяти-десяти месяцев, зажатый в ее руках, никак не реагирует ни на громкие вопли, ни на сильное раскачивание, от которого его головка мотается из стороны в сторону.

 
 
Музей прикладного искусства расположился в здании, построенном в конце ХIХ в. дипломатом Половцевым для приема важных гостей. Во время Первой мировой войны здесь жили пленные австрийские офицеры, в XX в. после революции до середины тридцатых годов – размещался детский дом.
 
 
 
 

Сама постройка тоже является экспонатом: резьба по ганчу (гипсу), резьба и роспись по дереву выполнены знаменитыми узбекскими мастерами. Хивинская резьба показывает красоту дерева, ташкентская – меньше собственно резьбы, больше яркой росписи.

 
 
 
 

Главное, что замечаешь в экспозиции музея, – национальные вышивки-сюзане, использовавшиеся в интерьере и непременно входившие в приданое каждой девушки. Старинные ручные вышивки представляют собой изделие, собранное из полос ткани шириной сантиметров 20–30 – по технологической ширине ткацкого станка. Нити – шёлк («хан-атлас» – чисто шелковая ткань), хлопок или шёлк на хлопке (адрас). Вышивали окрашенной нитью, иглой или крючком – и так плотно, что временами вышивка кажется тканевой аппликацией, а временами основа вообще не видна. Использовались натуральные красители, для хлопка в краску добавляли взбитый белок и вбивали ее специальным тампоном – чтобы увеличить насыщенность цвета (после стирки цвета снова теряли яркость).

 
 
 
 
Столь любимый в Узбекистане элемент орнамента «перо» пришел из зорроастризма: перо птицы-феникса уммо – если оно упадет на плечо, будешь счастлив и охраняем высшими силами.
 
 
Самый, наверное, хорошо нам знакомый и знаменитый узбекский орнамент называется «икат» – «отражение облаков» в бегущей воде.
 
 
Гранат – символ богатства, плодородия и изобилия.
 
 
Орнаментальный элемент в виде острого перца - от сглаза.
 
 
В витрине выставлена фиолетовая паранджа (девочек укрывали ею лет в десять), за спиной рукава-крылья: если соединены вместе – женщина замужем, кисточки – по числу детей, вышивка расскажет понимающему человеку о её семье.
 
 
Велюровая одежда с вышивкой золотом в технике «сюзане» не подлежит стирке: под вышивкой картонная подложка. Сорок дней после свадьбы девушка носит национальную златошвейную одежду, показывая, что дала ей мать; в день свадьбы и после нее она по нескольку раз переодевается, демонстрируя то, что имеет.
 
 

В крошечном внутреннем дворике – сувениры. В обычном наборе товаров бросаются в глаза жутковатые куклы.

 
   
 
 
 
 
В большом дворе при входе молодые ребята демонстрируют свадебные танцы: увлечённо играют на национальных инструментах, поют, танцуют, вихрем кружась, притоптывая и взвизгивая.
 
 
 
 
 
Посмотреть Ташкент поподробнее не успеваем: вечером надо сесть в поезд до Ургенча. В уже сгущающихся сумерках обегаем вокруг подсвеченного фонтана в сквере перед Академическим театром оперы и балета имени Алишера Навои.
 
 

Поезд на Ургенч живо напомнил советское детство: тесноватые купе, запах угля из титана, расшатанные розетки в коридоре, утреннее безыскусное меню вагона-ресторана. Но я настолько вымоталась, что даже немного поспала.

Днём на базаре я всё-таки рассадила палец на ноге об ту арматуру (в Узбекистане вообще надо очень внимательно смотреть себе под ноги: здесь то арык, то ступенька, то разбрызгиватель), в автобусе ссадину промыла и заклеила… и только вечером поняла, что залепила другой палец. Все-таки двое суток без сна сказываются.


26.09. День второй. Ургенч–Хива
Утром рассветное солнце открыло за окном слабо волнистую и небогатую растительностью Кызылкумскую степь; песчаная почва испещрена норками тушканчиков, до самого горизонта глазу не за что зацепиться – ни деревца, ни дома.
Проводника зовут Авас – то самое имя, это не шутка.

В степи вдоль ж/д полотна  – странные квадратные «загоны» из пучков прутьев, воткнутых вертикально: заграждения для песка, чтобы он не засыпал пути; такие же «заборчики» отмечают телефонный кабель и трубопроводы в земле. Пять минут стоим на полустанке Учкудук-2, через окна пробивается истошный рев – видимо, осла (или верблюда? не знаю, ничего живого в окно не наблюдалось). У кованой ограды станции кучей, как палые листья, свалены арбузы.

Кто планирует повторить мой маршрут, имейте в виду, что завтрак в поезде много радости не доставит: нам предложили остывшие блины с творогом, творог а'натюрель, бургероподобную, но странную на вкус котлету с холодным водянистым пюре, насыпной кофе и пакетиковый чай. Я почти всеядна, но как-то совсем не глянулся мне завтрак.

Поезд по Транскаспийской железной дороге идёт ходко, остановок мало, но 1100 км от Ташкента до Ургенча занимают почти шестнадцать часов. Перед самым Ургенчем пересекаем по мосту Амударью: серая, ленивая и непрозрачная вода, широкие отмели посередине. Во времена Александра Македонского ее называли Окса, соответственно, эти земли называли Трансоксеана, «земли по ту сторону Оксы» или Мавераннахр, «Заречье». Арабы называли реку Джайхун.  

Говорят, что туркмен – торговец, казах, киргиз и таджик – скотоводы-кочевники, а узбек – землепашец. Если казах увидит в пустыне дерево, он его срубит – чтобы не мешало смотреть на горизонт. Узбек же в пустыне жить не может: сперва найдет воду, потом прокопает арык, посадит деревья, вырастит виноград – вот так хорошо. Узбек трудолюбив, терпелив и нигде не пропадет.

 
 
Зал ожидания в Ургенче – открытое пространство со скамейками под навесом. На привокзальной площади сгрудились туристические автобусы, полицейские подгоняют их загружаться быстрее и освобождать место.
 
 
Население столицы Хорезмской области – около 300 тыс. чел., 97% населения – узбеки, но более монголоидной внешности, их диалект ближе к туркменскому. Город состоит из многоквартирных и административных зданий в 2–3 этажа, частных домов за сплошными заборами и садов.
 
 

Интересно наблюдать процесс формирования группы из очень разных людей с различными целями. Пожалуй, в моем опыте это первая настолько географически разнообразная группа: Питер, Москва, Владивосток, Уфа, Латвия, Пермь, Кировская область, Нижний Тагил и Екатеринбург, Ялта – все края постсоветского пространства. Как почти всегда и бывает, люди хотят разного: кому-то интересно посмотреть как можно больше, кто-то хочет результативно прошерстить местные магазины, а кто-то – перепробовать всю местную кухню, кому-то же хочется просто беззаботно и бездумно отдохнуть. Сложнее всех приходится гиду: надо как-то объединить противоречивые желания экскурсантов и при этом по сто первому разу интересно рассказать и показать местные истории и красоты.

В VII в. до н. э. существовали три государства: Хорезм (ныне это территории Хорезмской области, Каракалпакской области и Туркменистана), Согдиана (Бухарская область, Самарканд, Кашкадарья) и Бактриана (Темрез, юг Таджикистана, северная часть Афганистана). Эти земли завоевывали персы-зорроастрийцы, Александр Македонский, кушаны, индусы…

Первая столица древнего Хорезма – Топрак-кала, город в Каракалпакии (с IV в. до н. э. – по IV–V в. н.э.) Когда Амударья изменила русло, город утратил значение.

Вторая столица – город Кят – затоплен Амударьей.

«Между IV и VIII веками города Хорезма приходят в запустение. Теперь Хорезм – это страна многочисленных замков аристократии и тысяч укреплённых крестьянских усадеб. В X веке начинается новый расцвет городской жизни Хорезма. Арабские источники рисуют картину исключительной экономической активности Хорезма в X веке, причём ареной деятельности хорезмийских купцов становятся окружающие степи Туркмении и западного Казахстана, а также Поволжье – Хазария и Булгария, и обширный славянский мир Восточной Европы.» (© Википедия)

Третья столица – город Куня-Ургенч (на территории нынешней Туркмении) – X–XIII в.

В XIII веке войска Чингисхана сровняли многие города с землей. В XIV веке Амир Темур (Тамерлан) начинает соединять остатки в единую империю. Жизнь в пустыне приучает человека уважать себя: Хорезм 15 лет сопротивлялся Тамерлану, Амир Темур отступал и снова возвращался – настолько важными для него были эти земли. Когда они наконец покорились, он велит вывезти в Самарканд всех работников и мастеров, засадить земли только рожью. В общем, великий Тамерлан для Хорезма героем не был, здесь почитали Джелал ад-Дин Мангуберды, сына хорезмского шаха, многие годы сопротивлявшегося Чингисхану – по легенде, Чингисхан, восхищённый мужеством молодого султана, сказал своим сыновьям: «Вот такой у отца должен быть сын». Даже после поражения и почти полной потери войска Джелал ад-Дин сумел захватить область в Индии, укрепиться там и почти десятилетие совершать походы в Иран, Месопотамию и Закавказье.

С XIV по XVI в. столицей всей империи Тимуридов является Самарканд.

Среди наследников династии Тимуридов не было единого сильного лидера, окрестные кочевые племена смотрели на некогда великую империю как на законную добычу: в XVI веке империя Амир Темура распадается на три ханства: Бухарское, Хивинское и Кокандское (в Ферганской долине).

 
 

С XVI в. четвертой столицей Хорезма становится Хива.

Хиве более 2500 лет. По преданию, поселение возникло вокруг колодца, выкопанного чуть ли не по приказу Сима, сына библейского Ноя.

 
 

Город расположен на редкость удачно: на одном из главных перекрестий Великого шелкового пути. Собственно единой трассы Пути не было – с IV в. до н. э. по XIX в. он складывался из отдельных отрезков, множества караванов из разных (в зависимости от местности) животных, перемещавших разнообразные товары. Самый большой караван – около 3 тысяч верблюдов и 5 тысяч человек. Караван-сараи размещались на расстоянии 50–60 км один от другого. Путь от Хивы до Бухары занимал около 7 дней.

Великий шёлковый путь перемешивал религии, народности, товары; с караванами, помимо торговцев и погонщиков, шли семьи, паломники, шпионы и дипломаты. (К слову, традиции дальних путешествий стали одной из причин возникновения чалмы: чалма – 5–6 м легкой белой ткани, накрученной вокруг тюбетейки: при необходимости можно было прикрыть концом лицо во время пыльной бури, а при неожиданной кончине – не обременять попутчиков поиском похоронных принадлежностей и сделать саван.)

Ичан-Кала, внутренний город Хивы, занимает площадь 26 га, он окружен мощной (высотой 8–10 м, толщиной до 6 м) глинобитной стеной длиной 2,2 км с четырьмя воротами по сторонам света. У внешней стены сделаны ложные могилы святых – чтобы дать понять нападающим, что город охраняется их покровительством. Этой же цели служат и флаги на стенах.
 
 
 
 
У входа в Западные ворота крепости – памятник Аль-Хорезми, математику, астроному и ученому.
 
 
 
 
Фундаменты зданий крепости датируются XVI веком, но основная масса построек – XVII–начала XX в. Медресе, мечети, минареты и дворцы Ичан-Кала построены из обожженного на солнце кирпича, все остальные постройки – саман (пасха) – глина, смешанная с резаной соломой.
 
 
 
 
Колонны и двери выполнены из резного карагача. Древесина карагача – очень плотное и тяжёлое в обработке дерево, и для того, чтобы сделать колонну, бревно перед резкой вымачивают, как минимум, год. Между каменным основанием и собственно деревянной частью делается прокладка из шерсти верблюда. 
 
 
Как правило, на террасах-айванах дворцов ставили одну, в крайнем случае – две колонны: чтобы не сравнивать и не отвлекаться от красоты резьбы. Единственное исключение – мечеть Джума: в ней 213 колонн. Нынешние садики внутри дворов – бывшие бассейны для омовения. В помещении темновато: в стенах окон нет, в низкой сплошной крыше – небольшие световые окна. Колонны все разные и разного возраста; те, что растрескались/разрушились от времени или термитов, заменяют на современные. В мечети не должно быть захоронений, только михраб – ниша, указывающая направление на Мекку. Постройка вроде мавзолея – источник питьевой воды. Толстые колонны – VIII–IX в. из затопленного города Кята.
 
 
 
 
 
       
 
Знакомство с крепостью начинаем с подъема на смотровой балкон крепости Куня-Арк около Западных ворот. Когда-то крепость состояла из ханской канцелярии, зала для приёмов, гарема, зимней и летней мечети, монетного двора и подсобных помещений: конюшен, складов, мастерских и прочих построек. Разумеется, уцелело далеко не всё – но и оставшееся поражает: глаз ещё не привык ни к ярким лазорево-бирюзовым всплескам майолики, ни к сложным узорам орнаментов, ни к ярким краскам потолочного декора – и всё это на фоне тяжеловесных башен с зубцами и огромных входных порталов.
 
 
 
 
В Тронном зале стоит копия трона хорезмского хана (оригинал – в Эрмитаже). В Хиве нет мозаики (эта технология не выдержит климата), более того – вся майолика, помимо цемента, закреплена еще и гвоздем через отверстие в центре плитки (отверстие не пробивается, а делается на стадии формовки плитки); причина в очень большом контрасте зимних и летних, дневных и ночных температур: ни один цемент такого не выдержит. Яркий потолок от более сдержанных стен отделяет бордюр из «сталактитов» или «сот», смягчающий визуальный переход. В орнамент стен вплетена фигурная вязь: на стене мечети или медресе это фраза из Корана, в залах светского назначения – слова приветствия.
 
 
 
   
 
 
   
 

Рядом с айваном в крепости есть площадка под юрту – чтобы помнить о кочевом прошлом. Такие же подставки (часто – со стоящими на них юртами) мы потом увидим вдоль дороги от Хивы к Бухаре на территории Каракалпакии. Собственно в Узбекистане юрт нет (а те, что есть, – ставятся специально для туристов) – узбеки всегда были оседлыми.

На всех свободных местах внутренних дворцовых двориков, по всем закоулкам стоят торговцы: сюзане, украшения, шарфы, вязаные вещи, вышитая стеганая одежда… Показывая товар лицом, мне повязывают шарф на хивинский манер: свободные концы узла скручивают жгутом и завязывают кокетливо сбоку. Такие головные уборы у местных модниц получаются очень высокими и объёмными: кому не повезло с длинными и густыми волосами, прикупают специальную заколку-краб с подушечками-шариками, закалывают её в причёску на затылке, а уже поверх этого сооружения накручивают платок.
 
 
 
 
 
 
«Тыкач» (ферганский вариант – «чекиш») – инструмент вроде толкушки с иглами на рабочей плоскости: для накалывания лепешек. Обычные рисунки – цветок, солнце, звезда; некоторые особо предприимчивые пекари делают чекиш с номером телефона и названием пекарни: ешь и знаешь, где заказать еще. Некоторые мастерицы пекут на заказ до 300–400 лепешек в день.
 
 
Первый музей: в небольшом тёмном помещении можно полюбоваться кровожадной картиной «Кир и амазонки», макетом оросительного механизма, портретом венгерского путешественника и исследователя Арминия Вамбери, который в 1861 году под видом дервиша прошел по всей территории Туркестана, фрагментами костюмов дервиша и хана, всякими металлическими горшками и плошками.
 
     
   
 
 

Узкие улочки заполнены торговыми лотками, тебя настойчиво, но не назойливо приглашают купить расписную керамику, расшитые яркие (женские) и черно-белые (мужские) тюбетейки, одежду в национальном стиле, платки и шарфы, «бабайчиков» (керамические гротескные фигурки узбеков), открытки, магниты, женские шапочки, украшенные монетами, пайетками и эгретом из перьев, резные деревянные шкатулки и пеналы, вышитые подушки и сумочки. Я засмотрелась на керамическую тарелку-вазу для фруктов – с аккуратной дырочкой в донце для стока воды; почуявший прибыль продавец начинает заманивать меня прочими своими товарами. Спрашиваю, как зависит размер пиалы от назначения – он показывает ряд плошек, поясняя: «Лагман (размером с хороший такой салатник), чай (обычная пиала), виски (эти – с розетку для варенья), водка (совсем крошечные)» – и хитро смотрит на меня. Подтягиваются ещё два мужика из заднего помещения магазинчика, ехидно на меня глазеют. «Виски? Водка? – деланно ужасаюсь я. – Это же харам?!» Почему-то эта фраза их несказанно развеселила, они ржали так, что купить хоть что-нибудь меня уже не уговаривали.

Подошёл мальчик лет 5–6, что-то залопотал по-узбекски, я показала, что не понимаю, он перешел на английский: пропел «How are you?», несколько других фраз из темы «Приветствие и знакомство» – и, довольный, ускакал горошком.
 
 
 
 

На территории Ичан-Кала не только музей под открытым небом, признанный наследием ЮНЕСКО: в запутанных лабиринтах дворцов и медресе запрятались гостиницы, кафе и музеи, чуть в стороне от основной туристской тропы живут люди (около 500 человек). Крошечные глинобитные домики, топчаны на улице, тандыры и скот, связки хлопковых стеблей, сохнущие на крышах. Маленький факт: канализация XVI в. действует по сей день; когда в Ичан-Кала строят новую гостиницу, её подключают к старой канализации.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Понемногу, по мере ухода солнечного света, включается сдержанная подсветка. Местные жители стараются поскорей оказаться дома, гуляют только туристы. Китаянка сидит на верблюде, машет рукой, человек шесть её фотографируют с разных ракурсов; чтобы она могла слезть, ей приносят стремянку. Внезапно навстречу попадается товарищ с мухобойкой.

 
 
 
 
Снаружи крепостных стен наступает вечер: у Восточных ворот, где когда-то находился рынок рабов, собирают в машину арбузы, тротуар перед домом сбрызнут водой, на покрытой ковром лавочке сидит пара лет по 30, нежно склонившись друг к другу, и лузгает семечки. По улице проходят женщины, с ними маленькая девочка: велюровый красный платок плотно окутывает круглую голову, нарядный велюровый спортивный костюмчик опоясывает по бедрам узкая полоска тюлевого кружева.
 
   
 
 
 
 
 
 

Темнеет быстро, на бреющем добираюсь до гостиницы и понимаю, что нам повезло: в вечер нашего приезда в Хиву в гостиницу приехала проверка из Гостуризма (прошу отметить, что цель проверки – не карательная в виде штрафов и выговоров, а поощрительная: выявить недоработки и подсказать пути их решения, совершенствуя дело); тех из нашей группы, кто проходил мимо и не успел увернуться, пригласили поучаствовать в беседе и застолье. Стол уставлен плошками с нежными и остро-пряными салатами, вазами с фруктами: огромными кистями местных сортов винограда, крошечной – на два укуса – хурмой с шоколадной сладкой мякотью, дыней, истекающей соком. Под приятную беседу и местные вина/коньяки начинается восточное застолье: одна перемена блюд следует за другой, отказаться, пропустить или разделить с соседкой никак нельзя: во-первых, не принято, а во-вторых, тебе не дадут это сделать: официантка начисто забывает русский язык и просто ставит перед тобой очередную тарелку. Крошечные жареные чебуреки, шурпа, зеленые спагетти (которые делаются на укропном соке), пухлые рубленые кебабы… в общем, чем дальше, тем больше я боюсь, что мне понадобится рикша для завтрашней прогулки по Ичан-Кала.

Пра-прадед хозяина гостиницы был караван-баши, много раз приходил в Хиву, поклонялся товарами хивинскому хану – и в итоге чем-то ему приглянулся: хан предложил перевезти семью из Ирана, пообещал дом и дело – и свое обещание выполнил.

Очень часто содержание гостиницы – семейное дело, вот и наш гостеприимный хозяин (для которого гостиница – побочный бизнес, ему просто нравится постоянно встречать новых людей из дальних стран и вести с ними беседы) работает вместе с женой: все фантастически вкусные блюда, которыми кормят в отеле, выходят из ее рук. Сперва он пробовал найти другую повариху, но все было не то – а как можно кормить гостей тем, что не нравится самому? Так что на кухне засияла звезда по имени Юлдуз – звучит высокопарно, но я не знаю, как иначе можно восславить её искусство.

Сложность только одна: не зная обычаев, не знаешь, чем отдарить за гостеприимство, как поблагодарить и, по незнанию, не обидеть.

 
 
 
 

 

27.09. День третий. Хива

 
 
Утро в Ичан-Кала пахнет лепёшками: их споро пекут в тандыре и щедро нас угощают.
 
 
На крепостной стене и домах лежат резкие утренние синие тени.
 
 

Есть мнение, что реконструкция – зло: дескать, новодел. Понимаю и принимаю, но, всё же, как приятно после рассказов о каком-то месте не представлять себе по развалинам «как оно было», пытаясь восстановить облик динозавра по ногтю с задней лапы (как, например, в Калининграде), а подняться на балкон ханской башни, озирая ландшафт древнего города.

Дворец Таш Хаули – зимний дворец хивинского хана. Каждый богатый дом делился на две части: мужскую административную (тронный зал, зал для приема гостей) и женскую, где жили официальные жены и где находился гарем. Весь комплекс дворцовых и жилых помещений отгорожен от любопытных глаз высокой кирпичной стеной, увенчанной зубцами.

Забредаем в гарем. По левой стороне дворика – пять террас-айванов: первая от входа – для хана, остальные – для официальных жен; помещения напротив предназначались для наложниц. С каждой террасы низкая дверь ведёт в небольшие темноватые помещения. Мужскую и женскую половины дворцового комплекса соединял коридор; из него через решетчатое сквозное окно, укрывшись паранджой (чтобы не пугать женщин видом мужского лица), хан мог наблюдать за жительницами гарема. Кем бы ты ни был, ханом или водовозом, Коран разрешает иметь только 4 жены. Если хан хотел взять новую жену (прежняя состарилась, рожает только девочек или вообще не может забеременеть, etc.), то обязательно должен был развестись с одной из уже имеющихся, для чего достаточно в присутствии муллы произнести: «Талак, талак, талак». Мнения женщины на этот счет никто не спрашивал. Разведенная жена не могла забрать с собой ничего из своего имущества, ни одежду, ни подарки, поэтому львиная доля ценностей всегда носилась на себе: на случай, если муж проснется в плохом настроении. Разведенная женщина, как правило, не могла вернуться в родительский дом: это помешает её младшим сёстрам выйти замуж, так как означает, что мать плохо воспитала старшую дочь – кстати, это верно по сию пору. Дети (мальчики) оставались с отцом, девочки в этой ситуации значения не имели и никого не интересовали; бывшая жена, чтобы сохранить комфорт детей, оставалась прислугой и наставницей при молодой жене (а иногда – и советчицей при бывшем муже). Рожать имели право только официальные жёны, наложницам это не дозволялось – за чем пристально следили. Если, все же, какой-то из любимых наложниц разрешали выносить ребенка, сразу после родов его отсылали подальше от дворца в какой-нибудь кишлак – главным образом, для того, чтобы не отравили. Разведенная жена из обычной семьи могла вернуться к родителям, но они обычно быстро её пристраивали какому-нибудь вдовцу. Хан посещал своих женщин по потайным ходам – чтобы жены не дрались и не ссорились: какой-то очереди или определенного порядка посещения не было.

 

 
 
 
 
 
 

Махмуд Пахлаван, живший в Хиве с 1247 по 1326 г., был философом, суфием, поэтом, непобежденным борцом и силачом, кроме того он шил шапки и шубы. («Суфий» – последователь эзотерического учения в исламе, проповедующего аскетизм и повышенную духовность. Каждый суфий должен сам зарабатывать себе на жизнь каким-то ремеслом: в одном из толкований Корана говорится, что мусульманину следует трудом своим добывать себе пропитание и «лучше собирать в горах хворост, продавать его и таким образом находить себе на пропитание, чем жить на подаяния». (© Википедия)) Люди постоянно приходили к нему за советом, он помогал нуждавшимся и раздавал все, что выигрывал на соревнованиях.

Про него сложено много легенд, часто рассказывают эту: как-то раз он поехал в Индию на очередной бой, зашел вечером перед боем в мечеть и увидел молящуюся и плачущую женщину. Когда она закончила молиться, он спросил ее о причине слез: оказалось, что у нее есть сын-борец, который часто проигрывает (а проигравшего оставляли рабом на несколько лет), завтра ее сын должен биться с Махмуд Пахлаваном. Махмуд ничего ей не сказал, но в бою поддался сыну вдовы и остался рабом в Индии на несколько лет. По возвращении в родной город его чествовали как героя, который помогает не только своим, но и чужим.
 
   
 
 
 
 
Мавзолей на месте мастерской Махмуда построил Рахим-хан, правитель Хивы в XVIII в. – причем построил так хитро, что желающий поклониться первым делом попадает к могиле хана, а лишь потом – к могиле Махмуда.
 
 
Слева – захоронение Рахим-хана, справа – дверь, за которой гробница Махмуд Пахлавана.
 
 

В этот мавзолей приходят молодожены, мулла проводит молитву. В некрополе рядом с мавзолеем похоронены поэты, писатели, имамы, шейхи. Могилы святых людей называют Меккой для бедных: кто не имеет возможность совершить хадж, поклоняется могилам.

Персы принесли с собой зорроастризм, который прослеживается в культуре узбеков: например, умерших не закапывают в землю (отчасти – потому, что земля свята, а отчасти – из-за близкого залегания грунтовых вод и блуждающего русла Амударьи): возводится небольшая постройка (дольмен) из глины, камня или кирпича, в нее помещается тело, которое в здешнем климате быстро мумифицируется. Кстати, из-за этого потом в могилу никого больше не подхоранивают.

 
 
Недостроенный минарет Кальта Минар виден с любой точки Ичан-Кала. Совсем рядом расположилось медресе Мухаммад-Аминхана, они соединены мостиком-переходом.
 
 
Их начали возводить почти одновременно, но колоссальный минарет достроить не успели: обычно при постройке приходилось ждать 1–2 года, пока осядет фундамент. Кто говорит, что хивинский хан сбросил мастера-строителя с минарета, чтобы его не сманил хан Бухарский, кто говорит, что правителя убили, а его наследник не стал достраивать минарет, ибо кому хочется, чтобы его постройку называли именем заложившего фундамент? А может, строительство просто остановили, посчитав, что если минарет достигнет проектной высоты, то призыв муэдзина с него будет не слышен.
 
 
Потрясающе красивая девушка с ребенком охотно позирует (вообще-то это огромная редкость: обычно детей снимать не дают и, мягко говоря, не рекомендуют); две нарядные пожилые дамы на просьбу разрешить их сфотографировать хрипло хихикают, но наотрез отказываются, прикрывая лица краем головных покрывал.
 
 
Экскурсия окончена, можно побродить самостоятельно. Синие сумерки снова укрывают древний город. Очень интересно кружить, заглядывая в разные двери: тут – кафе, там – очередной магазинчик, немного подальше – выставка местных художников (одна из картин иллюстрирует озвученную выше легенду о Пахлаван Махмуде)…
 
 
 
 
Посреди двора – глубокая нора: ход к подземной цистерне, в которой запасали воду. Спускаюсь по тёмной лестнице с неудобными ступенями, утыкаюсь в ржавую решётку: в зыбком вечернем полусвете, падающем через отверстие в горловине цистерны, видна влажно поблескивающая грязь.
 
 
В бывшем медресе – музыкальный музей: каждая келья – крошечный музейный зал, при входе в который нужно самостоятельно нашарить выключатель и включить свет: иначе фотографии исполнителей, национальные инструменты, нотные записи почти неразличимы на фоне белых стен.
 
 

На площади за рестораном фолк-группа готовится к концерту, говорливый и напористый импресарио зазывает нас на представление. А почему бы и нет? Танцоры в лохматых бараньих шапках, закрывающих глаза; яркие, как птицы, улыбчивые танцовщицы; пожилые музыканты. Неожиданно мне очень понравилась музыка: живая и весёлая, она непривычна, но заставляет притоптывать в такт и улыбаться. Двум танцорам всего по шесть лет, но они старательно семенят, играют лицом и в нужные моменты низко наклоняют головы, мелко ими потряхивая, – чтобы вздрагивал длинный мех шапок.

 
 
 
 

До гостиницы – рукой подать, иду вдоль тёмной крепостной стены. После жаркого дня вечерняя прохлада напоминает, что осень уже на пороге.

 
 
 
 

 

28.09. День четвёртый. Дорога. Кызылкум-Бухара

Хлопок – главная валюта Узбекистана. Хлопковые поля внешне невзрачны. Этот однолетник сажают в апреле – сейчас, в связи с изменением климата, это месяц сильных дождей. Посев закрывают целлофаном, который убирают, когда росток становится больше 10 см. Вокруг посадок хлопка часто бывают высажены тутовые деревья: не для ягод тутовника, а для кормления шелкопряда. Из веток тутовника с VIII в. делают «шелковую» бумагу (в Самарканде сейчас возрождают старинную технологию). Сентябрь–октябрь–начало ноября – все «на хлопке». Сбор очень тяжёлый: жарко (до +60ºС!!), кусты уже сухие и колючие. Коробочки раскрываются не одновременно: что-то уже готово к сбору, а что-то – ещё только зеленеет. Высший сорт собирается только вручную. Для колхозников это привычная нагрузка, городскому человеку очень тяжело. Сборщик получает 500 сум за килограмм (сейчас за 1 $ дают 8 000 сум), в день сборщик должен собрать 70–80 кг. Собранный хлопок укладывают в длинные кипы высотой с 2–3-этажный дом, сверху затягивают брезентом. Вдоль дороги на Бухару то там, то здесь видим по 5–6–7 таких «гор».

 
 
 
 

На хлопкоперерабатывающем заводе волокно разбирают, отделяют семена: часть оставляют на посев, часть пускают на масло. Такой завод – стратегический объект, туристам их не показывают. Остаток хлопка на полях в конце сезона собирают комбайном, это третий сорт, так как берут всё подряд. Убранные хлопковые поля на некоторое время заливают водой, чтобы размягчить почву, затем выдёргивают кусты с корнем и пускают их на топливо. Автобусы с туристами не имеют права останавливаться около тех полей, где работает народ (несколько лет назад американцы сделали репортаж о детском труде, это сильно повредило имиджу страны и снизило спрос на производимый здесь хлопок).

В связи с тем, что воду из Сырдарьи и Амударьи разбирают страны, находящиеся выше по течению этих рек, в Узбекистане планируют уменьшать посевы хлопка в пользу менее водозатратных фруктовых деревьев. То там, то здесь пообочь дороги – саженцы в квадратах с земляными бортиками.

Оазисы отделяют города от пустыни, вода в Узбекистане – источник жизни: почти вся страна на искусственном орошении. У названия реки Зиравшан («приносящая золото») – двойственный смысл: с одной стороны, его можно трактовать как «дайте нам воду, мы обогатим страну», с другой – воды этой реки в буквальном смысле слова золотоносны. Шават – канал из Амударьи через весь регион; забор воды производится во время весеннего многоводья через шлюзы.

Земли в Хорезмской области засолённые, нуждаются в промывке посредством специальной дренажной системы: создаются «подвесные» каналы, верхний – для орошения, по нижнему отводится в коллектор солёная вода, дальнейшая переработка которой практически не производится. С целью экономии воды внедряют капельное орошение, как в Израиле.

В Ферганской долине, Хорезмской области и Каракалпакии выращивают рис. К засолённости почвы чувствительны черешня, клубника, вишни – их в этой местности не сыщешь, но хорошо растут абрикосы, дыни, арбузы.

Около домов и, местами, вдоль дорог, растут тополя. Когда рождается сын, сажают именно эти деревья: они быстро растут, будет из чего построить дом, когда сын вырастет. Ещё повсеместно растёт джидда (лох узколистный) – дерево, похожее на оливу, с внешне похожими плодами: их характеристики хорошо описывает ненаучное название «мучной финик». Истинная олива в местном резко-континентальном климате не растёт. В городах и посёлках высажено много туи: это декоративное дерево способствует засолению, но быстро растёт и не сыплет листьями.

Посёлки здесь совсем небольшие, в поселении Ypx вообще нет жилых домов, лишь две постройки загадочного назначения – только точка на карте. Наш водитель из Бухарской области, говорит, что в их кишлаке живут 75 семей.

 
     
   
 
 

Солома сохнет на крышах и навесах. Там же – вязанки хлопковых стеблей, «гуза пая». Скотина подъедает остатки на жнивье. Много сорок и афганских скворцов. Любимая порода собак у узбеков – алабаи, в городах собак почти не держат, а собак на вольном выпасе я не видела вообще; кошек мало, а те, что есть, напоминают греческих – тощие и грязные.

Надпись на грузовике: «ЕНГИПГКА ХАВФЛИ».

Народ бодро рулит по встречной полосе, хотя дорога почти пустая. Где-то на середине пути прямо под колёса автобусу выскочил малыш: родители решили, что он спит в машине, а он открыл дверь и вышел прогуляться. Обошлось, водитель успел оттормозиться, и беглеца забрали встревоженные родители.

Оазис кончился, за мостом через Амударью – каракалпакская степь, степная часть пустыни Кызылкум. Русло реки заключено в облицованные камнем насыпи, хотя сейчас воды мало и река совсем не кажется опасной: то там, то здесь песчаные наносы-острова (на некоторых уже завелась всякая зелень), заросшая кустарниками осохшая часть речного ложа; русло распадается на рукава и прячется в ложных песчаных берегах.

 
 
 
 

Песок, песчаная пыль. Каракалпаки, туркмены, жители Хорезмского региона всегда надевали шапки из длинношерстной овчины «на глаза» – чтобы защититься от песка. Степь небогата растительностью, жёлто-серо-зелёный пейзаж оживляют нежно-розовые небольшие кочкообразные кустики цветущего саксаула и ярко-малиновые – повыше и побольше – тамариска. Высокие покосившиеся цветоносы соломенного цвета, опять-таки похожие на канарские, – как тоненькие баобабы среди кочек и песка. Длинные (до 14 м) и  петляющие корни саксаула хорошо держат песок и позволяют находить воду даже там, где её, казалось бы, совсем нет. Ещё здесь растёт верблюжья колючка, местный народ приспособил её для выращивания бахчевых. Гид как-то очень путанно и туманно об этом рассказывала: дескать «колючка протыкает дынное семя, и дыня качает из колючки воду…» В такой формулировке способ показался мне мутным, я полезла искать, и вот что сказал Яндекс: «Кочевникам-скотоводам Центральных Каракумов в прошлом был известен необычный способ выращивания бахчевых культур (называемый «сапмак») путем прививания растений к корню верблюжьей колючки: стебель колючки срезается примерно посередке, также подрезаются все толстые ветки недалеко от кончика. В места срезов стебля втыкают дынные семена, забывают про них на месяц-полтора, затем собирают урожай. Действительно, всё просто, этот вид «посадки» дыни широко практикуется в азиатских странах, в которых есть проблемы с поливом. При такой высадке поливать растение не требуется, полоть тоже не нужно: колючка снабдит дыню влагой, а сорняки не смогут задавить такой союз, так как колючка – весьма агрессивное и стойкое растение.»

Началась бетонка, 200 км новой дороги, построенной в рамках проекта реконструкции дорог «Возрождение великого шелкового пути». Зайцы, степные лисы, скорпионы, фаланги, змеи, черепахи в степи водятся, но нам не попались. Кто-то из автобуса углядел тушканчика, да несколько раз видели хищных птиц вроде сокола.
 
   
     
 

Гид рассказывает про местную жизнь. Мелкие, не укладывающиеся в стройный рассказ фактики перемежаются объёмными экскурсами в историю и этнографию.

Так как Узбекистан не имеет выхода к морю, ему нужно быть в содружестве с сопредельными государствами. Но и без экономических выгод это в характере узбеков, здесь часто говорят: «Мир превыше всего, деньги мы всегда найдём». Из окружающих стран визы только с Туркменией и Таджикистаном, недавно впервые за последние 25 лет отправился самолёт Ташкент–Душанбе.

 
 
Везде (и в городах, и в сельской местности), как и в Казахстане, заметны очень аккуратные школьники и ухоженные территории школ – каким бы бедным ни выглядел кишлак.
 
 

В школах и колледжах – форма, в институтах/университетах – неписанный стандарт: костюм, белая рубашка, никаких джинсов. Первоклассникам государство дарит портфели со всем необходимым содержимым. В кишлаках учатся в две смены – не хватает учителей: те, что учили родителей, уже на пенсии; при обретении страной независимости произошёл провал в подготовке учителей, и сейчас приходится пожинать его плоды. Поступление на профессиональное образование – по собеседованию, в институт – по результатам тестов; год обучения в институте стоит порядка 15 млн. сум.

Для узбека триада «дерево–дом–сын» – самое главное в жизни, ради этого он готов очень много работать. Уезжают работать, в основном, в Россию и Корею, стали уезжать в Америку. При Союзе в кишлаках было по 10–12 детей в семье, в городе – в среднем, по 5. Сейчас в сельской местности – 4–5 детей на семью, в городе – 3.

Уважение соседей и родственников выше всего остального, имеет большое значение престиж перед знакомыми. Традиции в городах уже понемногу размываются и меняются, в сёлах многое остаётся по-прежнему.
 
 
Парадокс местной жизни заключается в том, что, с одной стороны, не стоит показывать окружающим то, как ты живёшь, но, с другой стороны, всё должно быть «не хуже, чем у людей», ради этого влезают в долги и кредиты. Самый яркий пример – свадьба (бедствие достигло такого масштаба, что с этого года вышел указ «не делать роскошных свадеб»).
 
 

Свадьба организуется и празднуется всем миром: помогают кто деньгами, кто продуктами, вместе готовят. Выкуп за невесту не платят. Само мероприятие очень дорогое: банкет обходится в 100–120–130 тыс. сум на человека; в городе число гостей 500–600 человек, в селе приходит весь посёлок. Нельзя отпраздновать дешевле, чем все вокруг, и, как правило, под это дело набирают долгов; долги родителей ложатся на детей и родственников. Чтобы не усугублять ситуацию, появилась востребованная услуга: рестораны дают в аренду фрукты и сухофрукты – то, что не съедят, можно вернуть. Празднество, в основном, оплачивают родители жениха, а родители невесты должны полностью обставить комнату молодых. Во всех вещах, включая одежду, должна быть видна стоимость. «Келин салом» – последний штрих узбекской свадьбы. Прямой перевод этого названия означает «приветствие невестки»: на следующее утро после свадьбы в дом жениха приходят родные девушки, а сама новобрачная выходит к гостям в национальном костюме и приветствует их поклонами. Но кланяется она не просто так: за это молодая жена получает подарки от родителей жениха и других родственников. По традиции и в зависимости от родственной близости молодым дарят всё, что им понадобится для семейной жизни: мебель, ковры, бытовую технику, ювелирные украшения. Иногда келин салом проводится в ресторане, иногда в нём принимают участие только женщины.

На свадьбу, семейные праздники ходят семьями, от младенцев до стариков – так с детства формируются связи между ветвями семьи, родственниками, двоюродными/троюродными братьями-сестрами – эти связи потом очень потом пригодятся во взрослой жизни. Взрослые дети стараются остаться жить рядом с родителями; если в семье несколько сыновей, с родителями остаётся самый младший: старшим родители помогали, как могли, деньгами, младшему оставят дом. В кишлаке все всех знают, знают статус друг друга, характеры, семейные истории. Друзья обычно планируют будущее своих детей: девочек больше, хорошего пацана для дочери надо успеть ухватить. В посёлке девушку выдают замуж рано – как только она заканчивает колледж (аналог нашей старшей школы): до этого возраста её практически абсолютно контролирует семья – вплоть до того, что подруги у женщины появляются, как правило, после свадьбы – настолько замкнуто она живёт до этого. Как только дочь уедет из дома в институт – начнётся свобода, девочка может попасть под дурное влияние (говорят, что в вечерних ресторанах самые развязно выглядящие женщины, с сигаретами и алкоголем, – именно эти дорвавшиеся девочки). Дочери уходят из дома в семью мужа, молодая невестка – как пластилин, свекровь учит её и лепит под правила своего дома. Кому нужна девушка с характером? Сын всегда в семейных спорах принимает сторону матери, а не жены. Если по молодости не найдёшь себе пару – потом будет сложно; девушке в 25–26 лет замуж не выйти: мужчин меньше, сверстники все уже женаты или ищут помоложе, а если парень не женат до 29 лет – нехорошо, с ним, видно, что-то не так. Если муж хочет образованную жену, её образование после колледжа – его забота: если он готов вкладываться деньгами (обучение платное) и мириться с тем, что жена часть времени тратит на учёбу.

Уклад абсолютно патриархальный: в семье самый главный – старший мужчина: дедушка, отец. В кишлаке младшую дочь нельзя выдать раньше, чем женится старший брат. Свадьбы по сговору ещё достаточно часты, хотя иногда бывает и по выбору молодых; смешанные браки редки. Если в семье что-то не ладится, то виновата всегда жена: плохо заботилась, мало угождала и прочее. В городах разводов много (раньше не было), в кишлаках стараются скрыть проблемы в семье, не разводятся. Дети остаются с матерью.

Очень мало брошенных детей и стариков, почти нет нищих: семья, родственники не бросают. Шанс остаться в одиночестве есть только у пьющих – но таких немного.

В армии служат год (с 18 лет) или официально платят «альтернативу» – 500–600 долл. США (кроме того, до 27 лет надо будет ещё сходить в армию на месяц). Отслужившие в армии имеют льготы при поступлении в институт.

Страна преимущественно сельскохозяйственная. Из полезных ископаемых – золото, медь, уран, газ, мрамор. Нефти добывают немного – отсюда проблемы с бензином, местами – очереди на заправках (при цене 3,5–4 тыс. сум за 1 л. бензина).
 
 
Большой налог на ввоз машин (на машины из ОАЭ – до 30%) – чтобы покупали своё: есть заводы DAEWOO и CHEVROLET, строится завод PEUGEOT для выпуска машин скорой помощи. На дорогах много юрких небольших машинок – округлых и похожих на божьих коровок.
 
 

Вдоль трассы мелькают посёлки. К домам ведут забетонированные подъезды, нередки глинобитные заборы и забетонированные террасы. Много домов с плоской крышей, почти у каждого дома стоит топчан: на нём пьют чай и едят, ночью могут спать мужчины и мальчики. Везде чисто: узбеки считают, что чистота начинается снаружи, поэтому убирают вокруг дома, и лишь затем – внутри.

Несколько лет назад в сельской местности появился новый стиль домов, похожих на коттеджи. Их строит государство и продаёт населению, стоит такой коттедж 50–60 тыс. долларов. После обретения страной независимости городская квартира была дешевле машины «Дэу» (например, квартира в Бухаре могла стоить от 300 до 100 долларов, в 2001 г. 4-х комнатная квартира в Бухаре – 2200 долларов). Потом цены стали понемногу подниматься, трёхкомнатная хрущёвка в Ташкенте стала стоить 50 тыс. долл., сейчас – около 40 тыс. долл. Многие предпочитают покупать землю: можно строиться и пристраивать новые помещения при увеличении семьи. Много недостроенных домов: строят по мере возможности, как появляются деньги. В Каракалпакии часто возле дома – юрта (как дань некогда кочевому образу жизни).
 
 
 
 

Средняя месячная зарплата в Узбекистане – около 100 долларов США, врач в государственной клинике зарабатывает около 1 млн. сум (примерно $125), около 2 млн. сум – в частной, но неизменно пользуется уважением окружающих (люди стараются, чтобы в семье кто-то непременно выучился на врача). Вся медицина платная, кроме государственных клиник, но в них можно сделать только простые анализы и обследования, и даже в бесплатной больнице придётся платить за койку, питание, медикаменты. Зарплат по 3–4 млн. сум почти нет, только в нефтегигантах типа «Лукойла» и «Газпрома»: государство старается не создавать катастрофический разрыв между доходами бедных и богатых, формирует средний класс – к слову, дорогих машин на улицах почти не видно, это не Казахстан с лимузинами в стразах и сокровищами на колёсах. Пенсионный возраст 54/60 лет для женщин/мужчин, обычная пенсия – 500–700 тыс. сум, 1,5 млн. сум – повышенная (например, у некоторых категорий госслужащих).

За рассказом время летит быстро. Автобус ходко идёт по почти пустой трассе, мы пересекаем каналы, над песчаным холмом парит большая птица.

Пока ехали через пустыню, нас зацепил сухой дождь: на лобовом стекле капли есть, а асфальт сухой. Везде, где мы были в Узбекистане, непривычно низкая влажность: сухой воздух, сильно пересыхают нос и губы.

Дорога Хива–Бухара (450 км) заняла 8 часов с 40-минутным перерывом на обед, до реконструкции дороги путь занимал целый день. Кстати, об обеде: обязательно брать с собой еду! Наша кормёжка обошлась без последствий, но это было «оч-чень странное место».

 
                 
   
                 

 

На главную
  К Путешествиям