К Путешествиям
   
 

Ближе к вечеру и к Бухаре резко похолодало – осень. Тем приятнее встреча, устроенная в отеле: в холле при входе белоснежной скатертью накрыт стол, на нём вина, коньяк, термосы с чаем и кофе, сласти в вазочках… Отель вообще напоминает сказку: новёхонький, нарядный и уютный, с узкими ковровыми лестницами и маленьким внутренним двориком. Насладиться им, правда, времени не дают: вечером мы уже начинаем знакомство с Бухарой.

 
     
   
 
 

Вдоль узкого канала приходим в Старый город, к комплексу Ляби-хауза.
Около XVII в. к городу был построен канал Шахруд; в то время в Бухаре было около 100 кварталов-махалля, в каждом – свой водоем-хауз. Если он располагался около мечети, то использовался для омовения, в других местах – как источник питьевой воды. Вода в хаузах была, в основном, стоячая, и приносила не только жизнь, но и болезни: например, паразита ришта (червя, который мог достигать длины до 3 м, перемещался по хозяину и искал выход наружу, образуя язвы на коже человека; единственным способом лечения было найти голову и медленно вытаскивать червя, наматывая на палочку; если паразит обрывался, то оставшаяся в теле часть регенерировала, и через некоторое время приходилось начинать весь процесс сначала). Болезни сильно увеличивали детскую смертность. В 1929 году была построена водонапорная башня, с приходом советской власти большая часть непроточных водоемов была закрыта.

Весь архитектурный комплекс вокруг Ляби-хауза датируется XVII веком. В 1620 г. сановник Нодир Деванбеги приказал соорудить большой хауз и ханаку (гостевой дом для странствующих монахов-дервишей). Хауз является самым крупным в Бухаре (36х45,5 м), берега его скошены и выложены уступами крупными каменными плитами – по этим уступам спускались за водой водоносы. Сегодня Ляби-хауз восстановлен и вновь наполнен водой, расчищено и реставрировано русло древнего канала.

 
 
Водоем был окружен чайханами, сейчас, в связи с туристическим бумом, их все переделали в рестораны. У дальнего торца с 1477 г. стоят два древних тутовника (один уже, скорее деревянная скульптура, а второй еще держится). Дети любят лазить по огромным деревьям и купаться в хаузе – что очень опасно, т.к. глубина здесь более 10 м.
 
 
 
 

В комплекс входят два медресе: Кулбаба-Кукельдаш (начало XVII в., 160 маленьких келий и запутанных переходов, не функционирует – но дальше первых помещений с купольными арками-сводами мы не попали) и Нодир Деванбеги (1620-е гг.) Одно предание гласит, что раньше на месте Ляби-хауза был дом еврейки, она отказывалась его продавать, и тогда правитель провел арыки вдоль фундамента, женщине пришлось переехать (сейчас в её новом доме находится бухарская синагога). Согласно другой легенде, эмир подарил жене серьги, она пошла хвастаться подруге, та тоже похвалилась подаренными серьгами – которые глянулись жене эмира более дорогими. Вернувшись домой, она отдала подарок мужу обратно – со словами, что другим дарят подарки подороже. Эмир забрал серьги, продал одну из них и на вырученные деньги построил медресе.

В медресе внутренняя стена поперек входа должна скрывать внутренний дворик от взоров стоящих снаружи. Здесь этого нет, так как изначально здание строилось как караван-сарай, но кто-то из проезжавших мимо правителей сказал: «Какое красивое медресе!» – и пришлось здание достраивать уже в таковом качестве. Фасад украшен фениксами: персидское влияние в декоре.
 
 
 
 
 

Слева от медресе – вход в еврейский квартал, напротив – та самая ханака. Между медресе и Ляби-хаузом – памятник Ходже Насреддину; раньше он стоял у самой воды.

Кроме различных кормилен Ляби-хауз окружали караван-сараи: когда караван приходил в город, верблюды оставались снаружи у стен города, а ишаки и носильщики перетаскивали товары в караван-сарай (это и гостиница, и место оптовой торговли).
 
 
 
 

Основная торговля велась в торговых куполах, соединённых между собой улицами; каждый купол имел свою специализацию:
– купол Токи Саррофон (купол менял и ростовщиков; кроме того, здесь торговали расшитыми золотом тюбетейками, чалмами, серьгами, подвесками, посудой, дорогой конской упряжью);
– купол Тельпакфурушон (купол продавцов головных уборов). Сам купол и окружающие его купола поменьше – в форме тюбетейки;
– тим Абдуллахана (рыночный комплекс, в котором торговали тканями (в основном, шелковыми) и коврами);
– Токи Заргарон (купол ювелиров).

Архитектура торговых куполов гораздо скромнее таковой у мечетей и медресе, с меньшим количеством декоративных элементов. Каждый маленький купол рядом с большим – мастерская, пару раз в неделю мастер прямо там и торговал. Существовали разные торговые дни для разных видов товаров. Специалитет Бухары – каракуль, каракульча, ножи, изделия из металла, чеканка по латуни.

 
     
   
 
 
К примеру, вот мастер демонстрирует замок-рыбку по старинному образцу: мало иметь к нему ключ, нужно знать, на какой глаз и чешуйку в какой последовательности нажать.
 
  Чернильница.  
       
Дверные молотки.
 
 
Многие из архитектурных объектов Бухары сохранились, так как их засыпали пески. Самый яркий пример – мечеть Маггоки–Аттори, «мечеть в яме».
 
 
До VIII в. на этом месте находился храм зорроастрийцев, затем его преобразовали в мечеть, добавив михраб. Нынешнее здание – XII в. постройки. Тогда ещё не было пояса оазисов, окружающего Бухару в настоящее время, пустыня была совсем рядом и стучалась в двери, наметая песок на пороги. Мечеть потихоньку засыпало, в XVI в. пришлось её перестроить и соорудить портал сбоку для входа – настолько повысился уровень почвы вокруг. Благодаря тому, что мечеть была практически захоронена в песке, она так хорошо и сохранилась. Характерная особенность: при постройке кирпич использовался не только как строительный и конструктивный материал, но и в качестве декоративного элемента.
 
     
   
 
  Рядом находится расчищенный фундамент караван-сарая.
 
 

В двух шагах от купола ювелиров находятся два медресе:

 
 
– XV в. – медресе Улугбека; в своё время, оно, скорее, было университетом, в котором, помимо обычных для этого учебного заведения предметов, преподавали математику, географию, астрономию, историю. Надпись на портале: «Стремление к знаниям – обязанность каждого мусульманина и мусульманки» – в то время женщина обладала большими свободами и правами; изоляция женщин и паранджа (как её символ) появились в XVI в. при династии Шейбанидов;
 
 
– XVII в. – медресе Абдул Азиз Хана. По выступам балок можно сказать, что постройка не закончена. В орнаменте на стенах повторяются вазы и черви-шелкопряды. На верхушке минарета – аистиное гнездо, но аисты больше в Бухаре не живут: климат изменился.
 
 
И вот через Старый город мы выходим к площади у подножия великого минарета Калян. Самый большой минарет построен в 1127 году, глубина фундамента – 10 м, высота над землёй – 46,5 м, диаметр – 9 м (классическое соотношение: на 1 м ширины – 5 м высоты), внутри находится винтовая лестница из 105 ступенек. Минарет, помимо места для призыва на молитву, служил маяком для караванов и башней смерти: с его верхушки сбрасывали преступников (последняя казнь состоялась в 1884 году). Чингисхан его не тронул: легенда гласит, что когда великий полководец подъехал, ему пришлось так задрать голову, чтобы посмотреть на макушку минарета, что с головы свалилась шапка. Спешиваясь, он сказал: «Это единственное сооружение, перед которым я преклонился».
 
 
 
 
Если встать к минарету спиной, то по левую руку окажется большая мечеть. Она построена на месте старой, разрушенной Чингисханом: напуганный народ сбежался в мечеть помолиться о спасении и обратился лицами к михрабу – когда Чингисхан вошел, его встретило множество спин: он посчитал это за оскорбление и устроил бойню, разрушив мечеть. Долгое время на этом месте ничего не строили. Нынешнее здание вмещает более 10 000 человек, но используется только в начале и в конце Рамадана – тогда коврики для молитвы собирают по всем мечетям Бухары. Под галереей были большие сосуды для омовения, потом их убрали: приходить можно и сделав омовение дома – только тогда нельзя отвлекаться по дороге в мечеть, в том числе и на разговоры. В декоре использованы и мозаика, и майолика. Мозаика на алебастре дает возможность сделать орнамент ярче и сложнее, но более уязвима к погодным условиям: если от попадания внутрь воды отвалится один кусочек, надо снимать и все окружающие, меняя целый фрагмент. Минбар (кафедра муллы) выполнена из резного дерева.
 
   
 
 
   
 
 
 
Через площадь напротив – медресе Мири Араб, одно из девяти действующих на территории Узбекистана и лучшее по уровню образования. Учиться в нём четыре года, какой-то определенной формы одежды нет – кроме тюбетейки, добавленной к общему для всех институтов негласному стандарту: черный костюм, белая рубашка (хотя мне попался на глаза и парень в спортивном костюме). Обычная численность студентов – 140–150 человек. Список самых знаменитых учеников сфотографировать не позволили, но среди них числится, к примеру, предыдущий лидер Чечни Ахмад Кадыров.
 
 
 
 
Во время прогулки то там, то здесь слышны трубы – это гуляют свадьбы, сигналят машины кортежей. Невесты в пышных белых платьях, вокруг новобрачных вертятся фотографы, молодежь и дети. Но основная масса свадеб, по традиции, происходит в пятницу.
 
 
В маленькой ковровой мастерской работает 35–40 девушек (в больших – до 350), она больше рассчитана на туристов: скорее, это магазин с демонстрацией процесса. Девушки сидят на низких подушках перед деревянными станками, на которых натянуты нити основы, сверху на станке лежат большие мотки яркоокрашенных и неожиданно толстых шелковых нитей. Маленьким стальным инструментом типа крючка мастерица цепляет конец нити, протаскивает его за основу, ловко завязывает и, завершающим движением, обрезает. Специально для нас она показывает операцию последовательно и на порядок медленнее – иначе все сливается в единое движение, за которым глаз не в силах уследить. Через каждые несколько рядов специальным инструментом она «обстукивает» сделанное, уплотняя плетение. Что характерно: нигде нет полного рисунка ковра, лишь часть его фрагмента изображена клеточками на листе А4. Платят мастерице за каждый квадратный сантиметр, в месяц выходит около 100 долларов.
 
 
 
 

Вариантов узоров и исполнений масса: персидский, зорроастрийский, местный узор, ковер-счастье, ковер апси – как дверь юрты, еще какой-то, похожий на пэчворк… Примерные расценки на продукцию мастерской:
– верблюжья шерсть, 60 узелков на кв. см, 2–3 месяца работы, размер 50х70 см, цена изделия – $350;
– шерсть с шеи верблюда, 120 узелков на кв. см, 5–6 месяцев работы, размер 100х150 см, цена изделия – $550–850; чем больше ходят по такому ковру, тем он лучше;
– шелк, персидский дизайн, 160 узелков на кв. см, основа – хлопок, цена изделия – $1200. Только вешать на стену – ибо непрочен;
– шелк, 220 узелков на кв. см, 8–9 месяцев работы, цена изделия – $2000–3500;
– шелк, 320 узелков на кв. см (вдумайтесь в эту цифру!), год работы, размер 100х150 см, цена изделия – $4000–15000; очень прочные: чем больше ходят по такому ковру, тем он лучше;
– шелковый «волшебный» ковер – с двумя разными узорами на сторонах, 2 года работы двух мастериц, при том же размере 100х150 см цена изделия – $15000.

Глаза разбегаются от многообразия цветов и узоров, шёлковые ковры «играют», как трава на ветру.
 
 
 
 
 
 

Темнеет здесь рано и быстро. В Хиве местные вечерами сидят по домам, в Бухаре принято гулять – на улицах много народа, и это не только туристы.

Экскурсионная программа на сегодня окончена, но желудок недоволен жидкой шурпой, опасливо съеденной днём в придорожной забегаловке, и жаждет пищи. Можно посидеть в гостиничном ресторанчике, на наша компания неутомимо направляется вдоль канала в рекомендованную «Чинару». Как и многие узбекские приличные рестораны, этот тоже рассчитан на многолюдные мероприятия, но в 8 вечера мест нет – только на открытой галерее второго этажа. Свежо, конечно (на самом деле, на улице пресловутые вечерние +2°С), но мы устали и очень хочется есть – а здесь дают чапанчики укрыться и вкусно пахнет. Местный сладковатый коньяк тоже скрашивает осеннюю прохладу. Характерно, что узбеки довольно активно потребляют водку, но только пока на столе есть еда: закончилась закуска и перешли к чаю – недопитая бутылка закрывается и отставляется. При расчёте официант устраивает целое шоу из пересчёта пухлой пачки банкнот – купюры мелькают, как в счётной машинке (при этом он удачно ошибается в свою пользу).

Перед сном ещё хорошо бы заняться своими дорожными заметками, но глаза закрываются, огромная кровать сладко манит, цветные стеклышки в абажурах светильников пускаются в пляс... в общем, записки мои никуда не денутся – подождут.


29.09. День пятый. Бухара
Практически везде на улицах около домов растут густые бордюры из базилика – считается, что его запах отпугивает мух и комаров. Кроме того, это очень удобно: гостиничная повариха вышла на улицу, нарвала зелени, вымыла и положила на блюдо к завтраку.

Автобус крутится по улицам Бухары; её архитектура более разнообразна, чем хивинская, на улицах больше людей и машин. Сегодня пятница, сигналящие свадебные кортежи на каждом шагу. Проезжаем магазин «Heart's glad».

В XIX в. в квартале застройки XVI в. хотели построить медресе, для здания классического типа не хватало места, в итоге получилось здание в форме коробочки, без внутреннего двора и декора, с четырьмя башенками по углам – башенки дали название: Чор-минор (Четыре минарета). Справа – тесноватые кельи, поблизости – небольшой хауз. Проверяя информацию гида, в интернетных просторах  я нашла интересную историю постройки: заказчиком был богатый туркменский торговец и путешественник; «собственноручно сделав наброски, он призвал зодчих и астрономов и распорядился сделать расчеты, что бы построенное здание отвечало двум запросам. Первое – оно должно быть по звездной карте на Шелковом пути, чтобы все туркмены, торгующие и путешествующие, хоть раз в жизни пришли и остановились в нем. И вторым условием стало задание зодчим. Им вменялось архитектурными формами рассказать потомкам, что части света, как и все люди равны, что у всех одно небо над головами, под ногами одна земля, а над всеми единый Бог. Замысел вполне удался: здание стоит на Шелковом Пути, его одинаково прекрасные минареты, на первый взгляд похожие как близнецы, имеют каждый свою форму и неповторимый орнамент, а над всем этим великолепием – огромный купол голубого неба и единый Бог.» Честно говоря, настолько глобальный замысел не больно-то прослеживается, но если подняться на крышу, то вокруг теснятся дома разного достатка, отблескивает на солнце вода хауза, порхают птицы – очень завершённое место, полное ощущение, что здесь всё так, как и должно быть.

Памятник реконструирован – некоторое время назад просел фундамент, и одна из башенок осела, став «вещью в себе».

 
 
 
 

Парк Саманидов с мавзолеем Исмаила Самани – одно из немногих сохранившихся материальных свидетельств той эпохи (IX – начало X в.) Наршахи, писатель и историк, описал династию Саманидов и упомянул в своём описании мавзолей – при всём обилии и изысканной красоте прочих памятников архитектуры, эта постройка считается истинной драгоценностью Востока. Исмаил Самани строил мавзолей для отца, со временем там похоронят и его самого, и его сына (единое надгробие сделано позднее – чтобы посетители не наступали на могилы). Это здесь впервые применяется обожженный облицовочный кирпич не только как конструктивный элемент, но и как декоративный – и нет нужды в дополнительном украшении: изящное и пропорциональное здание, стоящее на берегу небольшого хауза, меняет цвет при разном освещении, становясь частью умиротворённого пейзажа. В более поздних постройках доминирует входной портал, в этой – пропорции: здание гармонично смотрится со всех сторон. В декоре проявляется влияние самых разных стилей и направлений: буддийский символ Колеса жизни (кирпичи, заключенные в круг), элементы зорроастризма (треугольник – хорошие мысли, хорошие слова, хорошие действия, если добавить еще один треугольник (получится фигура, похожая на магендовид), то это будет означать гармонию мужчины и женщины), унаследованная суфизмом от доисламских религий символика (квадратное основание, куб здания – земля, купол – космос или подобие небосвода, их соединение – символ единства Вселенной, выступы на куполе – лучи солнца). Исключительно виртуозная, ритмичная фигурная кладка мелкого рисунка снаружи рассчитана на игру светотени при интенсивном солнечном освещении, внутри она сменяется узорной кладкой более крупного рисунка – с учётом слабого внутреннего освещения. В окошечки под куполом по ночам ставили светильники для подсветки. Мавзолей сохранился, так как на 2/3 был засыпан песком (считают, что Чингисхан его даже не заметил) – до 1927 г.; то, что мы видим сейчас – реставрация. Говорят, что если на одну чашу весов положить все памятники Бухары, то мавзолей Исмаил Самани перевесит их все. Если загадать желание и три раза обойти вокруг против часовой стрелки, то загаданное исполнится. Не положено нам давать по нашей вере, но многие пошли.

 
 
 
 
Раньше через сквозной просвет в деревьях от мавзолея Саманидов был виден мавзолей Мазар Чашма Аюб, источник святого Иова, – поэтому, чтобы сохранить гармонию между постройками, Мазар Чашма Аюб отделывали без использования майолики. Сейчас здесь находится музей ирригации и собственно святой источник. При входе цветёт дурман.
 
 
Сама постройка XII–XVI в. – это сложное прямоугольное сооружение с анфиладой из четырех помещений, каждое из которых построено в разное время. Самое древнее помещение (то, в котором бьёт родник) венчает двойной конический купол хорезмийско-монгольского стиля (таких зданий много в Куня-Ургенче (Старом Ургенче) на территории Туркмении). Его постройку приписывают Арслан-шаху, при котором был построен минарет Калян. Три других помещения тоже увенчаны куполами, каждый из которых не повторяет предыдущие.
 
 

Вода в этих местах всегда была платной и многое, от сказок до предметов материального наследия, подчёркивает значимость воды для людей. Очень интересна экспозиция музея: с картами, схемами, старыми фотографиями и предметами быта, имеющими отношение к воде. Керамические трубы, по которым вода бежала во времена индусов-кушанов, ссохшийся кожаный мех-бурдюк, схема городских хаузов Бухары, в которые вода шла из реки Зеравшан по каналам, макет водяного колеса, фотографии солончаков и диаграмма по годам умирающего Арала… и здесь же история озера Айдаркуль: крупного бессточного озера в северно-восточной части Узбекистана, искусственного водохранилища в Арнасайской системе озёр. В начале 1960-х годов была запружена Сырдарья, одновременно сооружена Шардаринская ГЭС. Для контроля уровня воды имелись шлюзы, но при сильном паводке 1969 г. их пришлось открыть, так как пропускной способности плотины было недостаточно. «С февраля 1969 по февраль 1970 года почти 60% ежегодного стока Сырдарьи (21 куб. км) направлялось из Шардаринского водохранилища в Арнасайскую низменность – так постепенно она заполнилась водой, и образовалось второе по размеру озеро в регионе (после пересыхающего Аральского моря). В 2005 году в Айдаркуле было 44,3 куб. км воды, в 2006 году площадь озера составила 3478 кв. км при длине 160 км и ширине 34,8 км.» (© Википедия) В озере запрещено ловить рыбу, в него запускают мальков.

 
 
Футляр для пиалы.
 
 
Макет и схема устройства сардобы (заглублённой в землю купольной цистерны для воды). Независимо от размеров, цистерна обычно имела цилиндрическую форму с диаметром резервуара до 15 м и глубиной до 10–15 м. Сардоба заполнялась дождевыми и талыми водами, иногда – водами из каналов и ручьёв. Основным строительным материалом служил плоский квадратный жженый кирпич.
 
 

Кроме нас по мавзолею бродит группа пожилых женщин, они с интересом осматривают экспонаты, активно их обсуждают и благоговейно пьют воду из источника: обычно такие группы имеют и религиозную цель (поклониться святым местам), и культурно-информационную (познакомиться с историей).

Сразу за парком, у остатков крепостной стены (некогда в ней на протяжении 12 км было 12 ворот), раскинулся очередной базар. На базаре всё, как обычно: по твоему запросу продавец составит смесь специй (бросая ингредиенты из мешочков в ступку помощнику), в соседнем ряду настойчиво уговаривают попробовать орехи в сахаре и местный аналог поп-корна – подсушенный и присоленный горох-нут. Чего мне здесь не хватает – так это сластей, вершина в этом деле – кристаллический сахар, орехи в сахаре и карамелизированная (т. е. твёрдая, как камень) халва.
 
   
 
 

Экскурсионный автобус ненадолго останавливается. За большим хаузом видна Боло хауз – мечеть двадцати (сорока – если вода в водоёме спокойна и видно отражение) колонн. До прихода советской власти она служила главной пятничной мечетью Бухары, в ней молился бухарский эмир. Зимняя мечеть и хауз были сооружены в 1712 г., через двести лет фасад зимней мечети был заслонен расписным айваном летней мечети на гипертрофированно вытянутых колоннах, тогда же был выстроен минарет. Колонны айвана сделаны из дерева в форме сталактитов, служат для поддержки потолка айвана и укреплены на бетонном фундаменте.

 
     
   
 
 
Только что закончился намаз, собирают молитвенные коврики, мужчина помоложе помогает старику набросить лёгкий халат молочного цвета.
 
 
Женщины редко ходят в мечеть – не могут себе позволить так надолго отвлечься от дел. Если всё-таки ходят – то молятся в отгороженном месте (хотя бы за ширмой). Чтобы молиться дома, можно сделать михраб – иногда он делается из сюзане.
 
 
Рядом за деревьями видна ажурная решетчатая конструкция – водонапорная башня Шухова. С 1929 по 1975 гг. она использовалась для водоснабжения Бухары.
 
 

Я всегда думала, что Регистан – это площадь в Самарканде. Оказывается, это такое же общее название, как и наш «кремль» – на главной площади города, помимо всяких торжеств и оглашения указов, устраивались казни преступников, кровь засыпали песком: «Регистан» – «песчаная площадь». Вот и в Бухаре перед древней крепостью Арк раскинулся свой Регистан. В 1930 г. почти 10 000 освобождённых женщин Востока жгли на нём свои паранджи.

Вот уже более 2000 лет на двадцатиметровом холме из глины и кирпича строили крепости на руинах предыдущих; до нас дошла постройка XVI в. До 1920 г. крепость Арк служила местом пребывания правителей – бухарских эмиров.
 
     
   
 
 
Закрытая терраса над воротами в крепостной стене – для женщин, верхняя – для имамов, трон сверху и справа – для эмира. Въезд в крепость устилали для эмира коврами, и только он мог подняться по въезду верхом – остальные в обязательном порядке должны были спешиваться. Незнание этого правила (или пренебрежение им) стоило многолетнего тюремного заключения и, в итоге, смерти двум английским миссионерам в 1865–1868 гг.
 
 
Крепостная стена настолько толста, что вход превращается в длинный тоннель, по левую руку прямо в толще – зиндан, тюремные камеры.
 
 

Между прочим, именно эмирам Бухарским Петербург обязан одной из своих достопримечательностей: мечеть на Петроградской стороне возвели при непосредственной поддержке эмира Сеид Абдул-Ахад хана – он  неоднократно во время аудиенций у императора поднимал вопрос о возведение исламского храма, выделил деньги на покупку части земельного участка – и церемонию торжественной закладки мечети приурочили к 25-летию вступления эмира Бухарского на престол.

 
 
Эмир всегда был больше военачальником, большую власть при нём имело духовенство. Последний эмир Бухарский Сеид-Мир-Алим хан покинул трон в 1920 г.: после революции в России эмир оставляет в Бухаре гарнизон и уходит с караваном в сторону Афганистана, прихватив с собой и надежно спрятав в горах несметные сокровища – так называемое «золото Мангытов».
 
 
Тронный (коронационный) двор – двор, построенный в XVII в. для проведения церемонии коронации бухарских правителей. В верхней части двора находится мраморный трон, построенный  в 1669 г. Правители восседали на нём под расписным деревянным балдахином, укреплённым на резных мраморных колоннах.
 
 
 
 
 
 
 
В помещениях и закоулках крепости разместилось множество музеев и торговых лавок. В одной из музейных витрин – исполинских размеров «плеть богатыря Рустама»: эта вещь мифологического персонажа олицетворяет символ власти бухарского эмира.
 
 
В XIX в. территория Туркестана интересовала европейские государства и, в особенности, Британскую Империю, чьи зоны влияния в Индии и Афганистане находились совсем рядом. Множество исследователей и шпионов под видом местных жителей перемещались по этим землям (и как тут опять не вспомнить киплинговского «Кима»?)
 
 
Хамса Амулет (его ещё называют «Рука Фатимы») – это символ верности, терпения и безграничной любви – такова связанная с ним легенда. Знак воплощает в себе пять основных заповедей ислама:
 
 

– декларация веры, содержащая исповедание единобожия и признание пророческой миссии Мухаммада (шахада);
– пять ежедневных молитв (намаз);
– пост во время месяца Рамадан (ураза);
– религиозный налог в пользу нуждающихся (закят);
– паломничество в Мекку (хадж).

Симметричность талисмана символизирует гармонию человека с окружающим его миром. Большой палец Хамсы отождествляется с самим великим пророком Мухаммадом, указательный — с его дочерью, прекрасной Фатимой, а средний — с мужем Фатимы, Али ибн Абу Талибом. Что же касается безымянного пальца и мизинца, то они символизируют сыновей Али и Фатимы — Хасана и Хусейна.
 
 
Отдельный зал выделен для товаров средневекового «импорта-экспорта», ещё один – для парадных одежд. Золотошвейные изделия на продажу делали только мужчины – считалось, что в женских руках золотая нить темнеет; так что женщина может расшивать золотыми узорами только что-то для себя. Церемониальный расшитый «спецхалат» эмира с преувеличенно широкими плечами («правитель должен быть крупнее и сильнее всех») весил около 10 кг.
 
 
 
 

В XIX веке ханы Хивы и Коканда, эмир Бухары ездят в Россию, что-то из понравившегося копируют у себя. Летняя резиденция бухарского эмира – дворец Ситораи Мохи-Хоса («Дворец между звездами и луной») в 4 км от Бухары – своеобразный местный аналог Петергофа, только без фонтанов. С учётом местного климата и летней чудовищной жары очень важно было выбрать правильное место для стройки – говорят, что выбирали его древним методом, развесив куски свежего мяса в нескольких подходящих местах: строить начали там, где подвешенный кусок мяса дольше оставался пригодным.

По обширной территории комплекса разбросаны лёгкие постройки: парадные приёмные и чайные, гостевой дом, гарем… По газонам бродят павлины (упорно не желающие раскрывать хвосты), большие старые деревья растут в окружении молодых посадок; сразу при входе в комплекс ветер колышет скатерти и шарфы, выставленные на продажу. Когда-то под тонкими колоннами айвана столяли топчаны для удобства придворных и гостей. Прохладно, чуть моросит, и капли оставляют тёмные следы на белой высохшей чаше фонтана.

 
 
 
 
Строительство дворцового комплекса шло с 1910 по 1918 г. Гостевые помещения сохранили свой изысканный декор, созданный известными мастерами, – авторитет мастеров был так велик, что даже сам эмир в течение трёх лет не мог зайти в парадный Белый зал, когда усто Ширин Мурадов работал там над резьбой по ганчу и отделкой. Остатки интерьеров были увезены в Эрмитаж, но в залах выставлены дары эмиру, вазы и мебель начала XX века, расписная посуда, ткани и одежда – да и сами залы, в убранстве которых смешались европейская и азиатская эстетика (а изразцовые печи здесь – только часть интерьеров, по прямому назначению они никогда не использовались), являются прекрасным экспонатом.
 
 
 
 
Белый зал – резьба по ганчу на зеркальной подложке; использовался как тронный зал и для приемов.
 
   
 
 
   
 
Маленькая комната при входе в зал – зал ожидания. Роспись покрыта лаком.
 
   
 
 
   
 
В банкетном зале стоит прозрачный ящик – холодильник: сверху помещается лёд, в вертикальных стойках – тонкие трубочки, по которым стекает вода.
 
 

Помещение со стеклянными стенами – чайхана. Местный чайный ритуал не сравнится с японским, но тоже имеет много тонкостей и неявных знаков. Чай наливается в пиалы понемногу, на 2–3 глотка: он должен оставаться горячим, кроме того, так он быстро закончится, и хозяин снова уделит внимание гостю – это называется «чай с уважением». Чай «короткий» наливается, не поднимая чайник, «длинный» – из высоко поднятого чайника. «Поженить» – несколько раз перелить чай из чайника в пиалу и обратно, чтобы лучше заварился. Когда хозяин считает, что гость засиделся, он наливает пиалу до краев.

Гостевой дом:

 
 
 
 
 
 
 
Небольшое здание около квадратного водоёма – гарем. Пруд сделан только для красоты и развлечений. Рядом на улице, в торце гарема – трон эмира, похожий на катальную горку. Евнухов не было – за гаремом присматривали женщины, они же и выбирали (как правило, в бане) будущих наложниц: присмотрев девочку 12–15 лет, находили в махалля уважаемую женщину, с ней шли к семье.
 
 
 
 
Интересно, что среди мебели есть «зимний стол»: в центре комнаты – ямка (в неё помещались угли), сверху ставился низкий столик с тяжёлой скатертью – местная реплика японского котацу.
 
 
Вечер в Бухаре можно провести по своему усмотрению. Прогулку по вечернему городу можно совместить с ленивым шоппингом: меха мне без надобности, а вот ножницы в виде цапли – хороший сувенир на память.
 
 
 
 
От торговых куполов опять выходим к минарету Калян, затем неспешно идём в сторону Ляби-хауза, но брошенный на небо взгляд заставляет бежать обратно, к площади у подножия гигантского минарета: закатные краски заставляют небо гореть холодным розовым светом и подсвечивают края облаков, тёмные силуэты зданий – словно вырезаны из крафтовой бумаги. Три кадра – и прямо на глазах буйство света пропадает, всё тонет в синих сумерках.
 
 
 
 
   
     
 

 

30.09.2017 г. День шестой. Дорога, Самарканд
Ранним утром автобус выезжает из Бухары на шоссе в сторону Самарканда. Пока крутимся по городу, в глаза бросается какая-то социальная реклама, модель семьи: папа, мама и три ребёнка. Уже совсем на выезде – маленькая затертая вывеска: «Grill, Tabaka, KFC». Жаль, не удалось сфотографировать монумент независимости с шаром на макушке.

Слева от дороги синей тенью появились Нуратинские горы – горная гряда Нуратау, отрог Памира. Ненадолго останавливаемся у бывшего комплекса для сбора воды.

На фронтоне дома в Гиджуване выложено кирпичом: «При утечке газа звоните 04».

 
 
 
 

Ближе к Самарканду и дома, и зелень побогаче, появились здоровенные капитальные заборы с добротными воротами.

Выгодное географическое положение на перекрестке караванных торговых путей в междуречье предрешило судьбу Самарканда. Здесь не мог не возникнуть город – и все 25 веков своего существования он был лакомой добычей для любого завоевателя, расцветал, богател и разрушался до основания, становился торговой столицей, научным центром и культурным ядром Центральной Азии. Чингисхан практически стёр город – и жители не стали его восстанавливать, оставив безжизненное городище на холме Афросиаб: Самарканд – единственный азиатский город, который переместился и повторно расцвел на новом месте. Несмотря на свою столь длинную историю, город часто ассоциируется с Тамерланом. Амир Темур родился в 1336, правил с 1370 по 1405 гг. Изначально его звали Тимур ибн Тарагай Барлас, через брак он породнился с Чингизидами и был причислен к их Дому (Тамерлан – это искажённое Тимур Лянг, Тимур Хромой). Великий полководец, дальновидный правитель и талантливый организатор, он завоевал Среднюю Азию, Индию, Египет, Сирию, Кавказ, часть Персии, дошёл до Анкары (всего в империю входило 28 стран); интересовался, помимо всего прочего, градостроительством, культурой, искусством, привозил из завоёванных стран и собирал вокруг себя великих поэтов, писателей, зодчих, ремесленников и художников. Ему приписывают такое изречение: «Если на небе один бог – то должен быть и один бог на земле» (здесь он явно имел в виду себя). Его владения простирались от Гоби до Мраморного моря и от Иртыша до Ганга, а столица их – Самарканд – сделалась центром просвещения, промышленности, наук и искусств. По приказу Тимура Самарканд застраивали по плану: главные улицы, торговые ряды. По периметру города было 12 загородных резиденций.

 
 
«Если враги сомневаются в нашей силе, пусть смотрят на наши создания» – эту фразу приписывают Тамерлану – и множество монументальных архитектурных сооружений, созданных во времена его правления и по его повелению, вошли в сокровищницу мировой культуры. Испанский дипломат и путешественник Руй Гонсалес де Клавихо, посетивший двор Тамерлана в Мавераннахре, был приятно поражён величием и красотой страны, отмечал образованность, незаурядный художественный вкус и разносторонние интересы Правителя.
 
 

Наверное, не случайно, что своё знакомство с городом мы начинаем с мавзолея Гур-Эмир: фамильной усыпальницы мужчин рода Тимуридов.

Амир Темур очень большое внимание уделял развитию исламской культуры и благоустройству священных для мусульманина мест. В юго-восточной части Самарканда планировалось возвести центр исламского образования: мечеть с четырьмя минаретами, медресе и ханаку; архитектурный комплекс строился под надзором внука Тамерлана – Мухаммад-султана.

У великого правителя было четыре сына: старший сын Джахангир должен был стать наследником, но упал с лошади и умер в 1376 г. Второй сын Умар-шейх погиб в бою в 1394 г. Третий сын Миран-шах – душевно болен. Четвёртый сын Шахрух – очень религиозен и не очень заинтересован в управлении огромной империей. Наследником был выбран внук Мухаммад-Султан… но он погиб в походе совсем молодым. Опечаленный дед в 1403 г. повелевает перестроить ханаку в мавзолей.

Помимо Тимура, его сыновей Шахруха и Миран-шаха, его внуков Улугбека и Мухаммад-Султана в мавзолее похоронен учитель и духовный наставник Амир Темура Мир Саид Береке – Тимур хотел быть похоронен у его ног.

 
 
Настоящие могилы находятся под полом в склепе. 21.06.1941 г. научная экспедиция вскрыла захоронения – тогда и подтвердились исторические данные о внешности Тимура, о том, что смерть Улугбека была насильственной и о подлинности захоронений других тимуридов.
 
 
Надпись на мавзолее: «Счастлив тот, кто откажется от мира раньше, чем мир откажется от него; приготовит себе могилу раньше, чем войдёт в неё; угодит своему Господу раньше, чем свидится с Ним».
 
 
 
 
 
   
   
 
Рядом с Гур-Эмиром в 1385 г. Амир Темуром построен мавзолей Рухабад («обитель духов»); там похоронено духовное лицо, шейх Бурхан ад-Дин Сагарджи – глава мусульман Китая в 40-е годы XIV века. Тимур очень почитал этого святого и всегда спешивался перед мавзолеем.
 
 

18 жён было у Тамерлана, любимой из них была дочь Казан-хана Сарай-мульк ханым. У неё не было своих детей, но ей было доверено воспитание некоторых сыновей и внуков Тимура, она была известной покровительницей наук и искусств.

В 1399–1404 гг. в Самарканде была построена самая большая кафедральная мечеть (вмещающая до 15 тысяч молящихся) и, напротив неё, – медресе. Мечеть позже получила название Биби Ханым («госпожа бабушка»). Как и у многих сооружений, чей век исчисляется веками, история создания мечети прирастала легендами: говорят, что любимая жена Тамерлана хотела сделать мужу подарок в виде прекрасной мечети, но строительство застопорилось, и его явно не успевали завершить к моменту возвращения Амир Темура из очередного похода. Архитектор полюбил жену Тимура и потребовал поцелуй за окончание строительства к сроку. Поцелуй был получен, строительство завершено, но даже жене Тамерлана такой проступок непростителен. Говорят, что зодчий сделал себе крылья и улетел от гнева властителя с вершины минарета в сторону Персии, а Биби Ханым должны были сбросить вниз с макушки того же минарета – но она спаслась, надев на себя большую часть своих платьев. Впрочем, ко времени завершения постройки почтенная дама была уже очень немолода – и более достоверной выглядит другая легенда: что мечеть посвящалась любимой жене, строилась по непосредственному приказу Амир Темура после его возвращения из индийского похода, и сто слонов таскали камни на строительстве. Как бы то ни было, до наших дней дошёл замечательный комплекс, устоявший (пусть и частично) в землетрясениях – нарядный, величественный, прекрасный, где на мощёной площадке в тени деревьев стоит массивная подставка под Коран Османа, украшенная каменной резьбой, орнаментами и надписями, резные деревянные решетки преграждают дверные проёмы, а по стенам вьётся изящная роспись.

 
 
 
 
 
 
От мечети Биби Ханым мимо очередного рынка (на лепёшках надпись «Будьте счастливы») к комплексу Регистан протянулась улица с сувенирными магазинчиками. «Зачем заходить в магазин, если там ничего не покупать?» (с) – матушке в подарок я наконец выбрала блюдо для фруктов из звенящей керамики, ромбовидной формы и с дырочкой для стока воды в донце. Хотела ещё привезти ей стёганую жилетку с богатой местной вышивкой, но лишь к Самарканду до меня окончательно дошло, что выражение «девушка, стройная, как тополь» – не метафора азиатских сказок: здешние женщины действительно очень тонкокостны, изящны и даже к старости сохраняют ровность фигуры (пусть даже и увеличившейся с годами) – маловата местная кольчужка на наши плечи.
 
 
 
 
 
Торговая улочка упирается в центр ремёсел: там во дворе растёт небольшое деревце хурмы, именитая мастерица в магазине продаёт свои изделия (а как она торгуется! – поэма!), и она же в галерее на втором этаже показывает расшитые ею для выставки платья и национальные костюмы – словно сошедшие со страниц книжки со сказками.
 
   
 
 
   
 

Изречение Амир Темура на стене в городе: «Кто читает книгу, тот мудрец».

День выдался насыщенным: пятичасовой переезд на автобусе от Бухары до Самарканда, затем посещение мавзолея Гур Эмир и мечети Биби Ханым, пробег сквозь длинный ряд магазинов… в общем, завтракали мы в семь утра, и только к восьми вечера удалось найти место в очередном переполненном ресторане. Заведение оказалось именитым, вечером в нём не протолкнуться, оглушительно играет музыка в записи, и стайка девочек от трёх до десяти лет танцует: у кого-то получается лучше, кто-то просто жизнерадостно прыгает… одна из девочек постарше хороша несказанно: царственная посадка головы, длинные волосы, прекрасные глаза, волнообразные и грациозные движения стана – видимо, с таких живописали прекрасных пери.

А потом мы поехали смотреть ночной Регистан. Весь комплекс очень мягко и сильно подсвечивается, старые деревья вокруг шелестят еще совсем зеленой листвой. В ресторане неподалеку парадно гуляют свадьбу, и к комплексу доносится оглушительная музыка. На фоне темного неба сияют бирюзой купола, виден каждый штрих и завиток сложного рисунка на стенах, а над всем висит толстая половинка луны. Наши компаньоны убыли в отель на такси, а мы решили пройтись: свежо, виден пар изо рта, но ночь уж больно хороша. На улице, считай, ни души – прохожих можно пересчитать по пальцам рук – но мимо безостановочно шуршат машины. Проходя мимо шумного ресторана, заглянули через решетку – как раз гости с танцами и песнями провожают молодых, невеста склонила голову под густой фатой, очень молодой жених выглядит немного смущенным. Говорили, что до гостиницы километра 3–4 – и, как уже неоднократно упоминалось, бешеной собаке семь верст – не крюк. Памятник Амир Темуру нашли, его мавзолей остался слева, по пустому бульвару шагается легко и приятно. Но в памяти закончились ориентиры – знаю, что отель между православной и католической церквями, но где эти церкви? Шестое чувство и здравый смысл начинают громко намекать, что пора бы остановиться и спросить… после объяснений в ночном магазинчике стало ясно, что проще нанять такси (тем более, что это удовольствие стоит в Самарканде от 14 до 22 рублей вне зависимости от расстояния) – вроде бы всё рядом, но сложно понять, куда сворачивать. И вот уже через пять минут получены ключи от номера, ночной сквозняк раздувает тонкую занавеску на окне, выходящем в уютный внутренний дворик отеля.


01.10.2017 г. День седьмой и последний. Самарканд
Центр Самарканда хорош – он, как Алма-Ата, свидетельствует, что это богатый город с давними традициями, знающий себе цену, европеизированный, но сохранивший национальный колорит. Университетский бульвар во французском стиле – самое зелёное место Самарканда.

 
 
 
 
На задворках площади Регистан – небольшая автостоянка, сплошь заставленная одинаковыми белыми машинками, небольшими и округлыми. Сегодня не только День учителя, но и День милиции – к этим машинкам, на которых ещё нет номеров, подходят мужчины, любовно оглаживают их и протирают, рассаживаются и уезжают – видимо, получив в награду. Вообще, в Узбекистане очень чистый транспорт, даже при пыльных дорогах – водители и владельцы постоянно готовы протереть запылившееся.
 
 
На площади Регистан собирались армии до и после похода (а знаете, как считали потери? – перед походом и после него каждый солдат должен был выпить пиалу гранатового сока; по оставшемуся при второй раздаче количеству и судили о потерях), зачитывались указы, проводились казни и велась торговля.
 
 

Все сооружения на площади Регистан появились после смерти Тамерлана. В 1970 г. с площади сняли культурный слой до уровня XV в., так что теперь с площадки наверху широкой лестницы открывается прекрасный вид – как на сцену.

 
 
Слева – медресе Улугбека (1417–1421 гг.) – древнейший университет Средней Азии, в котором, помимо теологии, преподавались математика, философия, астрономия, география. По бокам – не минареты, а башни высотой 31 м, для придания архитектурной завершённости ансамблю.
 
   
 
 
   
 
Правая сперва заваливалась в одну сторону из-за конструктивной ошибки, затем, в 1930-е годы, её выправили – но она стала заваливаться в другую сторону после подъёма грунтовых вод на 2,5 м из-за выемки грунта в 1970-е. Если подняться на эту башенку по тесной и крутой винтовой лестнице, то можно высунуться по пояс, как крот из норки, из каменной чаши и полюбоваться Самаркандом с высоты.
 
 
 
 

Новая облицовка темнее, более блеклое – старое. Двор окружен кельями, в центре – сток воды. Медресе называют по имени построившего правителя; их можно отличить от мечети по архитектуре: справа и слева от входного портала располагаются двухэтажные корпуса, в них находятся классы и общежития. Двери в кельях очень низкие – помимо климатических причин это вызвано своеобразной принудительной вежливостью: чтобы ученик, входя, кланялся учителю; освещаются кельи через окошечко над дверью.

Келья на 2–3 человек делилась на две части: нижняя – для учёбы, верхняя (на антресолях) – для сна, в келье было всё необходимое и для приготовления еды, и для омовения. Каждое медресе представляло собой закрытый мир, в каждом медресе была мечеть. Учились четыре года. Все 118 сур надо было выучить наизусть. Есть поминальные, для брачующихся…

Во дворе медресе Улугбека – мастерская керамики: та самая декорная плитка с именами Аллаха и Пророка, написанными разными шрифтами: куфический, насталик, сульс. Здесь же можно проследить развитие архитектурного декора: резная терракота, персидская глазурь (резная и поливная), расписная майолика (роспись по глине после первичного обжига, 4 цвета, температурный режим при обжиге влияет на цвета), резная наборная мозаика из 8 цветов (по средневековой технологии рисунок разделяется на цветовые элементы, каждый элемент накладывается на плитку нужного цвета и обстукивается молотком с широким тонким лезвием, затем края шлифуются, причём на конус, сужаясь к задней стороне. Рисунок собирается на ровной поверхности «лицом» вниз, заливается алебастром; средняя производительность – 10х10 см за день).

Стены увешаны ляганами, мастер показывает, что каждый из них звучит по-своему: разные рельефы, разные почвы, разный обжиг. Наособицу выделяется колокольный и хрустальный звон риштанской керамики: кроме того, что глина там – почти чистый каолин, изделия проходят тройной обжиг: после первичной формовки, после окунания целиком в белую глазурь и после росписи с погружением в прозрачную глазурь. Современная «бисерная» керамика радует глаз яркими красками: при её изготовлении из шприца точками выдавливается цветная глазурь, загущенная глиной.
 
 
 
 
Напротив – медресе Шер-Дор («дом с тиграми» или «имеющий тигров»), она построена в XVII в. при династии Шейбанидов. Тигр с солнечным ликом – наследие зорроастризма, тигр с львиной гривой – символ власти. На стенах зала приема послов дворца VII в. в городище Афросиаб – такие же тигры. Орнаментальная плитка со «свастикой» – это четырежды написанное имя Аллаха. XVII в. – время упадка для Самарканда, поэтому и стилистика здания, и конструкция копируют расположенную напротив медресе Улугбека, сильно проигрывая ей в реализации. Перед медресе – серая надгробная плита: здесь похоронен мясник, 17 лет снабжавший мясом рабочих стройки.
 
   
 
 
 
 

Замыкает панораму Регистана Медресе Тилля-Кори («отделанная золотом») – в середине XVII в. она была построена на месте оставшихся развалин караван-сарая времен Улугбека. Обилие в отделке стен и сводов росписи «кундаль» с позолотой и определило название медресе. Потолок Золотой мечети производит иллюзию купола – при том, что он абсолютно плоский. В помещениях мечети сейчас перемешались музейные экспонаты и вещи на продажу, на стенах – чёрно-белые фотографии местных достопримечательностей до реконструкции.

Оказывается, в Средневековье некоторые книги делали на шелке: во-первых, грызуны не едят шёлк, во-вторых, в закрытой книге страницы очень плотно прижимаются друг к другу, поэтому меньше страдают от погодных и прочих катастроф, вроде пожаров или затоплений.

Все три медресе Регистана перестали функционировать в 1868 г.

На стене пояснительная табличка с датами и краткой историей создания комплекса, заключительная фраза звучит так: «На сегодняшний день архитектурный комплекс Регистан, основанный великим учёным Улугбеком, как жемчужина древнего Самарканда озаряет своими лучами весь мир».

 
 
 
 
 
   
 
 
   
 
Пока я металась по комплексу, пытаясь везде успеть и всё сфотографировать, меня в какой-то момент весьма настойчиво и твёрдо подёргали за локоть: оказывается, не только я спрашиваю местных красавиц, можно ли их сфотографировать, но и для кого-то высокая белокожая блондинка – тоже экзотика. Обменялись кадрами во-он с той нарядной дамой в жёлтом платке.
 
 
Рядом с Регистаном за парком виднеется купол – крытый рынок Чорсу («четыре воды») – на перекрестке дорог.
 
 
 
 
Ожидающие нас водители протирают колпаки колёс автобуса, рядом стоит молодая женщина: её удлинённый велюровый спортивный костюм богато выложен стразами.
 
 

Холмистые окраины города имеют совершенно обычный для Узбекистана вид. Проезжаем магазин «Папа Джобс», свадебные салоны. Торговцы с мешками расположились прямо на асфальте.

Городище Афросиаб осталось на холме слева: туда мы не едем, а жаль.

Туристы в Самарканде непременно посещают комплекс Шахи-Зинда («Живой царь») – этому кладбищу более 1000 лет, и оно до сих пор действующее. Изначально здесь было древнее культовое место, связанное с захоронением Кусама-ибн-Аббаса – родственника пророка Мухаммада и одного из первых проповедников ислама в Мавераннахре. Легенда гласит, что в 712 г. родственнику Пророка во время намаза отрубили голову, он спустился в колодец, там открылась дверь в рай – где он и пребывает вечно живым. В XI веке его провозгласили святым покровителем Самарканда – и даже монголы, разрушившие город в XIII веке, не тронули этого погребения. Мавзолей Кусама-ибн-Аббаса имеет нетривиальное внутреннее устройство: несколько тесных помещений перетекают одно в другое, старинная резная деревянная дверь 1405 г. отделяет общедоступную часть от сакральной. Кто-то громко читает… молитву? священный текст? не знаю – люди внимательно слушают, молятся.

 
 
 
 

В 1372 году рядом с родственником Пророка была похоронена первая женщина из династии Тимуридов – племянница Амир Темура Улджай Шади Мульк («Радость государства»), ещё через десять лет – её мать, старшая сестра Амир Темура Кутлуг-Туркан-ага (дословный перевод имени – «Благославленная принцесса тюрок»), рядом с ними захоронены другие женщины династии и видные деятели той эпохи. Сейчас уже неизвестно, кому принадлежат некоторые мавзолеи и захоронения – прошедшие века стёрли их имена.

Комплекс расположился на склоне холма поясами-уступами, их соединяет неширокая лестница, по которой течёт муравьиной тропой поток людей. Фотографировать в комплексе Шахи-Зинда непросто: во-первых, в мавзолеях темновато, да и стоят они впритык друг к другу, а во-вторых, это место имеет больше религиозное и духовное значение, так что туристы лишние там, где человек возносит Богу свои просьбы или благодарности.
 
 
 
 

А здесь точно есть, что поснимать! Разнообразие форм и вариантов декора, влияний различных культур и разнообразных архитектурных решений: в мечети при входе – деревянные колонны, резьба по ганчу, расписной потолок, у одного мавзолея форма октаэдра, что характерно для Персии, у другого – внутренняя роспись в китайском стиле. Классическая сине-белая гамма, с одной стороны, продиктована климатом (это «прохладные» цвета), с другой стороны – это цвета траура. На стенах и входных порталах – множество изречений и цитат: «Этот мир дан нам на час – успей воспользоваться им», «Могила – это дверь, куда все входят», «Молитва – но не власть имущества», есть даже изречения Сократа: «Человек в этом мире огорчается всеми его обстоятельствами» и «Поистине люди в этом мире подобны птицам радующимся… этот мир подобен силку с помещенной в ней приманкой». Частый элемент оформления – пятилучевая звезда: как и Рука Фатимы, этот символ обозначает пять заповедей ислама.

Считается, что трижды посетить комплекс Шахи-Зинда – равнозначно малому хаджу в Медину.

Рядом с кладбищем мечеть «Покровитель путешественников» или «Хранитель живой воды».
 
 
 
 
 
 
 
 
Почти в каждом самаркандском музее есть карта походов Амир Темура (всего было 18 походов); как и другой великий воитель древности Александр Македонский, Амир Темур не имел ни одного поражения. Один поход занимал от трёх до семи лет. В 1405 г. Тамерлан собирался пойти на Китай – Европа была ему чужда и малоинтересна. На территории Атлар (совр. Казахстан) завоеватель, разрушитель и созидатель в возрасте 69 лет умирает.
 
 
Наследником становится внук, правителем при нём назначается Шахрух. Шахрух решил остаться править в Хорасане, сделав столицей государства Герат, а Мавераннахр был передан его сыну Улугбеку. При правлении Шахруха Герат стал крупнейшим центром науки и культуры на Востоке.
 
 
Настоящее имя Мирзо Улугбека было Мухаммед Тарагай ибн Шахрух ибн Тимур Улугбек Гураган, но он вошёл в историю как Улугбек, «великий правитель». В три года был отдан на обучение Биби Ханум, она приставила к нему учёных, привила любовь к наукам. В 16 лет Улугбек становится правителем; за сорок лет его правления не было завоевательных походов, но при нём Самарканд становится научным центром, во всей империи развиваются науки и искусства.
 
 
В 1908 г. русский исследователь Василий Вяткин что-то купил на самаркандском рынке, и покупку завернули в обрывок документа XVII века… каким-то чудом на этом обрывке оказались сведения о расположении обсерватории Улугбека.
 
 

Этот великий правитель, как и его дед, был созидателем: в пору его правления возводились мечети, медресе и ханаки, строились дороги, ирригационные каналы и мосты, создавались сады и парки; его интересы широко простирались во множестве областей: науки, дипломатия, музыка, поэзия, география, история – и, конечно, астрономия. В 1428 году было завершено строительство обсерватории – самого значительного астрономического сооружения Средневековья, при которой под покровительством и при участии Улугбека сформировалась целая научная школа, объединившая талантливых учёных и мыслителей: астрономов, математиков и инженеров. Помимо стенного квадранта радиусом 40 м, в обсерватории было множество сложных инструментов, не дошедших до нас, – с их помощью за тридцать лет астрономических  наблюдений и кропотливых вычислений была измерена длина звёздного года, наклон оси Земли, описаны 1018 звёзд: расположение, величина, яркость – эти и другие астрономические параметры вошли в главный труд Улугбека: звездный каталог «Зиджи джадиди Гурагани» («Новые Гурагановы астрономические таблицы»). Точность этих таблиц превосходила всё достигнутое ранее на Востоке и в Европе – считается, что Улугбек опередил европейских учёных на два столетия.

Мирное и просвещённое правление Улугбека устраивало не всех, в особенности – духовенство. Орудием расправы был избран его сын Абдул Атиф. Через 6 месяцев после смерти Улугбека от рук наемного убийцы Абдул Атиф тоже был свергнут.

Детище Улугбека было заброшено в 1469 году, уже после его смерти, когда в стране начались гонения на ученых. Его ученик, астроном ал-Кушчи, бежал, взяв «Звездный каталог», который затем был опубликован в Исфахане. В середине XVII в. каталог был опубликован в Оксфорде – где и хранится по сей день.

 
 
 
 

В 1497 году власть в Самарканде берёт один из потомков Тимура Захереддин Бобур, но уже через 4 месяца он бежит от Шейбанидов в Индию, где основывает династию Великих Моголов. Научное наследие Улугбека не пропало – в частности, в XVIII веке создаются обсерватории в Джайпуре, Бенаресе и Дели. Кроме того, отмечается заметное влияние работ Улугбека на развитие астрономии в Китае в XV веке, в первой четверти XVI века в Иране были выпущены комментарии к «Звездному каталогу».

Маленький факт: ещё один потомок Тамерлана – падишах Империи Великих Моголов Шах-Джахан – повелел построить мавзолей Тадж-Махал.
 
 
С холма обсерватории открываеся вид на город – на дорожках фотографируется очередная красивая свадьба.
 
  Маленькая сонная речка – та самая река Сиаб.  
 
За ней, на холме, расположена гробница ветхозаветного пророка Даниила, родственника царя Соломона. Этого святого почитают и христиане, и мусульмане, и иудеи.
 
 
 
 
Считается, что фрагмент мощей святого Данияра Тамерлан привёз из похода для защиты Самарканда. Шетикупольный мавзолей был построен в начале XX века, в нём находится собственно гробница длиной 18 метров: по одной из версий, могила постоянно растёт, по другой – могилу сделали такой огромной для того, чтобы никто не знал, в каком именно месте находятся мощи, и не разграбил святыню. Рядом бьёт целебный источник, везде снуют и сидят принаряженные люди.
 
 
 
   
   
 
Женщина, которая совершила хадж в Мекку, носит всё белое.
 
 

Неподалёку в склоне горы видны устья тоннелей, как тёмные норы: рядом был завод по переработке кож, в горе хранили кожи для сохранения температурного режима обработки.

За окнами мелькают дома, мечети, вывески на русском, на узбекском – латиницей и кириллицей. Багаж уже собран и ещё утром загружен в автобус, мы прощаемся с Самаркандом (хотя с большим сожалением: полтора дня на этот прекрасный город – безбожно мало). Войсковая операция погрузки в скоростной поезд «Афросиаб». Похожий на «Сапсан» состав быстро разгоняется: за окнами гаснет закат, мелькают горы, посёлки… наконец всё укрывает темнота. На табло в вагоне скачут цифры: положение на трассе, время, скорость… максимум – 232 км/ч. Ночной Ташкент, самолёт.

Подлетаем к Москве, серенький рассвет. Под самолетом виднеется длинная извивающаяся колонна стоп-сигналов – утренняя понедельничная пробка. Через два часа взлетаем в Питер: в какой-то момент кажется, что настал снежный зимний полдень – отсветы в салоне от проходимого плотного облачного слоя, подсвеченного солнцем.

И вот я дома: ещё ноют мышцы от пробежки по лестнице башни в Самарканде, ещё громоздятся на столе неразобранные гостинцы и подарки, но Путешествие уже закончилось. С одной стороны, я очень люблю ездить, более того – мне это необходимо, но с другой – как же я люблю возвращаться! Как ни странно, я совсем не загорела, только совершенно выгорели верхние пряди волос.

От поездки осталось приятное «послевкусие»: удивительное гостеприимство, прекрасная кухня (самса!! тандыр!), доброжелательные люди, нет языкового барьера. Узбекистан развивает туризм: строятся автомобильные и скоростные железные дороги, поощряется развитие гостиниц. Сложность вносит резко-континентальный климат с его ярковыраженной сезонностью: зимой «сибирский» ветер приносит холода до –20°С, летом «афганский» ветер приносит песок и надувает до +60С – например, мало кто из питерских такую температуру вынесет, но Узбекистан – это то место, которое непременно надо посетить. Теперь, благодаря этой поездке, всё сильнее становится желание поехать в Иран – несмотря на мою нелюбовь к хостелам и страхи перед поездкой на вечно воюющий Ближний Восток. Иншалла…
 
                 
       
       
     
 

P.S.

1. Часть фотографий – прискорбно низкого качества: они сняты во время движения через градиентно-тонированное стекло автобуса; я не смогла привести их к приличному виду, но оставила в качестве иллюстраций к тексту.
2. Роскошный снимок арбы с ишаком сделан моей спутницей.

Сперва спутники по поездке надо мной глумились – видя, как я записываю и рассказ гида, и замеченные мелкие чёрточки местной жизни, и переводы цитат со стен мавзолеев. Потом, гостиничным вечером заглянув на мой сайт, при очередной цитате стали спрашивать: «Ирина, вы записываете? пишите-пишите, мы потом у вас прочитаем». Я и писала… правда, боюсь, увлеклась процессом, и нынешняя байка что-то чересчур напоминает трактат. Ну, что вышло…
 
                 

 

На главную
  К Путешествиям